Отраслевая реформация
Развитие отечественного жилищно-коммунального хозяйства обусловлено в том числе и высокими темпами роста стройкомплекса. Для повышения рентабельности работы и снижения стоимости содержания жилья рыночные игроки вынуждены были пойти на внедрение современных технологий в управление столь сложным комплексом.
Первые годы работы Минстроя России принесли реальные результаты для отрасли: введена Государственная информационная система жилищно-коммунального хозяйства (ГИС ЖКХ), лицензированы управляющие компании, внесены изменения в законодательство о концессиях, благодаря которым приход в отрасль стал более заманчивым для инвесторов (183 млрд рублей инвестировано в ЖКХ только в 2016 году), согласован вопрос о прямых платежах потребителей ресурсоснабжающим организациям и др.
Тема ЖКХ вообще вещь сложная и малоудобоваримая для большинства населения страны. Тем более тайной за семью печатями для него остаются пути, по которым уходят и в дальнейшем используются его кровные деньги, заплаченные за не всегда безупречные услуги операторов отрасли. Приоткрыть завесу тайны и сделать финансовые потоки прозрачными призвано внедрение ГИС ЖКХ. Новая система позволит обеспечить сбор, обработку, хранение, предоставление, размещение и использование информации о жилищном фонде, стоимости и перечне услуг по управлению общим имуществом в многоквартирных домах, работ по содержанию и ремонту общего имущества. На этом же ресурсе содержится информация о коммунальных услугах и поставке ресурсов, о размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги, о задолженности по оплате, об объектах коммунальной и инженерной инфраструктур, а также иная информация, связанная с ЖКХ. Иными словами, потребитель теперь будет понимать суть тех цифр, которые ежемесячно появляются в его «платежной простыне». Следить за ними в режиме онлайн, вовремя реагировать на внесение изменений, понимая, за что он голосует на общедомовых собраниях при утверждении результатов деятельности своей УК. А значит, по мысли разработчиков ГИСа, это должно способствовать укреплению доверия между плательщиками и операторами ЖКХ.
К примеру, объективные данные по ГИСу должны повлиять на собираемость средств на капитальный ремонт жилья. Ибо часть населения до сих пор проживает либо в аварийных домах, либо в домах с катастрофическим износом конструктивных элементов и инженерных систем. Именно в последние 4 года этой проблемой занялись всерьез. Если на декабрь 2014 года объем собираемости средств собственниками на капремонт составлял 17,035 млрд рублей, то на декабрь 2017-го — уже 171,598 млрд.
Положительную роль в процессе реформирования системы жилищно-коммунального хозяйства России в последние годы сыграло внедрение института государственно-частного партнерства в этой сфере. По условиям привлечения частных средств в систему ЖКХ муниципалитеты брали на себя обязательства обеспечения инвесторов земельными участками и необходимой инфраструктурой, а те в свою очередь при строительстве объектов (станции аэрации, водоканалы, сети и т. п.) внедряли новые высокотехнологичные разработки и привлекали дешевые деньги в отрасль.
«Прогресс можно отметить во внедрении механизма ГЧП в сферу ЖКХ, — заметил «Вестнику» генеральный директор компании «Финансовый и организационный консалтинг» Виталий Дербеденев. — Уже несколько лет количество соглашений о ГЧП ежегодно растет более чем на 100%, увеличившись за 4 последних года более чем в 20 раз. Тем не менее, несмотря на впечатляющие темпы роста количества соглашений, объем инвестиций все еще находится на недостаточном уровне. Дело в том, что около половины проектов — это небольшие проекты с объемом инвестиций около 10 млн рублей, в основном в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения. Для устойчивого развития отрасли общий объем инвестиций должен быть увеличен в 7 раз. Кроме того, необходимо увеличивать инвестиции в такие сферы, как обращение с ТКО, электроснабжение, благоустройство и инженерно-техническая инфраструктура». Положительные примеры использования практики ГЧП в различных вариациях уже есть в Амурской, Брянской, Владимирской, Кировской, Тамбовской, Тверской областях, Алтайском и Пермском краях, Республике Карелия (ОАО «РКС», дочерние предприятия), Калужской области, в Барнауле, Краснодаре, Омске, Оренбурге, Твери, Тюмени (ГК «Росводоканал», эксплуатирующая и обслуживающая коммунальные системы водоснабжения и водоотведения), в Ростове-на-Дону и Сочи (холдинг «Евразийский»).
Вторая волна очищения
В то же время есть направления в жилищно-коммунальной сфере, где изменения проходят крайне сложно либо не идут вовсе. И если в жилищном фонде в последние годы наметились положительные сдвиги, связанные в том числе с созданием фонда капитального ремонта, то отсутствие финансовых вложений в замену распределяющих сетей привело к их катастрофическому износу.
«Чтобы привести все фонды в нормативное состояние, потребуется как минимум 6 трлн рублей. Это почти 40% бюджета России на 2018 год. А годовой оборот всей отрасли ЖКХ в полтора раза меньше, — подсчитал партнер практики «Инжиниринг» АО «НЭО Центр» Алексей Ефанов. — Понятно, что таких денег нет ни у государства, ни у отраслевого бизнеса, и главной задачей и тех, и других на ближайшие десятилетия станет привлечение в отрасль средств сторонних инвесторов. Первые попытки запуска концессий уже есть, но в большинстве случаев речь идет скорее о замене статуса оператора на концессионера с сохранением статус-кво, но не о привлечении средств в модернизацию и поддержание сетей. И если сомнений в наличии потребности в участии частного капитала нет, то это означает, что пока не созданы условия, чтобы бизнес мог рассчитывать на возврат вложенных средств с достаточной рентабельностью».
Проблема состоит еще и в том, что игроки в отрасли относятся к естественным монополиям и, в частности, подлежат тарифному регулированию и другим мерам контроля. Переложить полностью проблему на плечи населения, как это было сделано в случае с капитальным ремонтом жилого фонда, тоже не получится в связи с фантастическим размером необходимых сумм.
Достаточно сложно пока идет процесс наведения порядка в работе управляющих компаний. С 2013-го по 2017 год количество управляющих компаний в России выросло с 12,665 до 18,72 тыс., количество ТСЖ, ЖК, ЖСК — с 16 894 до 30 134. За тот же период количество домов, находящихся в управлении УК, выросло с 664,073 до 727,873 тыс., в управлении ТСЖ, ЖК, ЖСК — с 40 216 до 55 088.
Но как раз рост этого количества далеко не всегда сказывался на качестве работы. Зачастую УК, своевременно собирая деньги с добросовестных плательщиков за коммунальные услуги, месяцами не расплачивались с ресурсными организациями, перенаправляя средства на иные цели. Это подтверждает и сам министр Михаил Мень, признавший, что проблему долгов за ресурсы ЖКХ пока не удалось решить. «Сейчас эта сумма превышает 1 трлн рублей, из которых 250 млрд рублей — задолженности управляющих компаний перед ресурсоснабжающими организациями, — рассказал министр. — Это перманентно отложенные постоянные неплатежи. Граждане платят управляющим компаниям, но некоторые начинают на этом зарабатывать деньги, вместо того чтобы оперативно их передавать поставщикам услуг. Надеюсь, что в Госдуме будет принят инициированный Минстроем закон о так называемых прямых платежах. Если управляющая компания в течение двух-трех месяцев собирает средства с граждан, но не перечисляет их ресурсникам, то по акту сверки или по решению суда поставщик ресурсов может перейти на получение платежей от граждан напрямую. Также такой переход может быть инициирован самими собственниками жилья на общем собрании. Это частично поможет решить проблему неплатежей в ЖКХ».
По подсчетам аналитиков Фонда содействия реформированию ЖКХ, если задолженность УК перед ресурсниками в 2016 году снизилась по сравнению с 2015 годом (с 608 до 208,67 млрд рублей), то долги жителей многоквартирных домов растут (со 177,03 до 231,59 млрд рублей).
По прогнозам Минстроя РФ, в ближайшее время порядка 30% управляющих компаний могут уйти с рынка, что в ведомстве оценивается скорее положительно. «Это будут именно те УК, которые зарабатывали не на управлении жильем, а на управлении деньгами, собранными с населения, с потребителей, и должны они (деньги) были по касанию просто идти, как в футболе, в одно касание, идти напрямую ресурсоснабжающим организациям. К сожалению, все это происходило таким образом, что накопилась задолженность порядка 250 млрд рублей между ресурсоснабжающими и управляющими компаниями», — считают в министерстве.
«Мы постепенно ужесточаем требования к управляющим компаниям, даем свободу добросовестным, — утверждает замминистра Андрей Чибис. — Но если ты красную линию перешел, нарушил закон, тогда жесткая ответственность будет наступать. Прошла первая волна очищения, некоторые компании лишились лицензий. В ближайшие год-два, считаем, нам удастся докрутить эту сферу управления жильем. Пока на этом рынке есть масса жуликов. Чтобы такие участники покинули сферу ЖКХ, мы исключим управляющую компанию из посредников по оплате жилищно-коммунальных услуг. Деньги будут идти напрямую поставщикам тепла, воды, электроэнергии, газа. Тогда и жуликов здесь не останется. Это откроет рынок для тех, кто действительно способен заниматься управлением домами. Пакет мер будет принят до конца этого года. И тогда с 2018 года произойдет вторая волна очищения». С мая 2015 года после многочисленных жалоб и коррупционных скандалов было введено лицензирование управляющих компаний в сфере ЖКХ. Только на первом этапе лицензирования «красную карточку» получили порядка 13% УК (свыше 1,5 тыс. из почти 12 тыс. отраслевых компаний России). Преодолеть «детские болезни» развития ЖКХ непросто, но здесь в союзниках у Минстроя РФ как раз должно выступить само население, для которого деятельность подобных «коммунальщиков» несет прямой ущерб. Налаживание непосредственного контакта с потребителями через горячие линии, жалобные книги, телефоны доверия и т. п. пойдет лишь на пользу всем участникам процесса.