По данным аналитического агентства «СМПРО», объем российского рынка строительного кирпича в 2011 году превысил 9,7 млрд условных кирпичей, при этом доля рынка стройматериалов отечественного производства составила 99%. За 6 месяцев 2012 года произведено 4,9 млрд шт. строительного кирпича, что вместе с зарубежными поставками составило около 5 млрд шт. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года рост рынка составил 15%. Аналитик «СМПРО» Александр Семенов считает, что рост кирпичного производства следует рассматривать как процесс посткризисного восстановления, а не как долгоиграющий тренд.
— Показатели 2008 года до сих пор остаются целевым ориентиром в среднесрочной перспективе. Свой вклад в восстановление вносит строительство жилья как массовое, так и индивидуальное. По итогам 2012 года производство кирпича в России может увеличиться на 11-13%, — прогнозирует Александр Семенов. Генеральный директор компании «Экспресс-Обзор» (специализируется на анализе рынков) Светлана Федорова рассказывает, что в России основные производственные мощности сосредоточены в Центральном и Приволжском округах, на их долю по итогам 2011 года пришлось более 60% всего выпускаемого объема. При этом рост объемов производства в ПФО увеличился на 12,7%. В 2011 году ПФО занял второе место (после ЦФО) по производству кирпича в РФ — его доля составила 29%. По итогам 6 месяцев 2012 года — 28%. — Для большинства регионов округа был характерен рост объемов выпуска, снижение отмечено только в Самарской области — на 4,4%. За последние несколько лет соотношение сил на рынке не изменилось. Лидирующее положение по-прежнему занимает Республика Татарстан, доля которой по итогам 2011 года составила 18,8%. Второе место принадлежало Нижегородской области — 13,3%. На третьем месте — Республика Башкортостан, показавшая по итогам 2011 года самый большой темп прироста — 29,6%, за счет чего ее доля увеличилась с 9,7% в 2010 году до 11,1% в 2011 году, — сообщает Светлана Федорова. По данным «СМПРО», на территории ПФО расположено около 100 крупных и средних кирпичных производств. По итогам 2011 года лидирующие позиции занимает ООО «Казанский завод силикатных стеновых материалов», ОАО «Навашинский завод стройматериалов», ЗАО «Самарский комбинат керамических материалов», ОАО «Завод силикатного кирпича».
Топ-4 производителей кирпича ПФО в 2011 году
Компания | Объем производства в год, млн усл. кирпичей | Регион |
ООО «Казанский Завод Силикатных Стеновых Материалов» | 125 | Республика Татарстан |
ОАО «Навашинский Завод Стройматериалов» | 100 | Нижегородская область |
ЗАО «Самарский комбинат керамических материалов» | 78 | Самарская область |
ОАО «Завод силикатного кирпича» | 68 | Саратовская область |
Источник: «СМПРО»
Рост доли рынка приволжских производителей опрошенные «Вестником» эксперты связывают с активизацией жилищного строительства. Директор Кощаковского кирпичного завода Айдар Сафин рассказывает, что в последние годы продукция предприятия активно применяется при реализации госпроектов регионального и федерального значения. — Сейчас большой объем стройматериала направляется на строительство футбольного стадиона на 45 тыс. мест Rubin Park Arena, объектов Универсиады и других объектов, в том числе на строительство детских садов по программе «Бэлэкэч». При этом наш кирпич используется не только в многоэтажном домостроении. Этим летом его массово закупали частники для возведения индивидуальных домов, — говорит Айдар Сафин.
Директор ООО «Винербергер Куркачи» Томаш Ярема отмечает, что многие заводы, которые были открыты в 2010-2011 годах, в 2012 году вышли на запланированные производственные мощности. Рост спроса на кирпич в связи с предстоящими спортивными мероприятиями в Казани и ПФО подстегнул предложение — производители нарастили производственные мощности, был открыт новый завод в Мамадышском районе. Средняя цена на кирпич в первой половине 2012 года стабильно повышалась — в июне превысила 5 900 руб./тыс. усл. кирпичей (без НДС и доставки), что выше цены декабря 2011 года на 9,4%, сообщают аналитики «СМПРО».
— В январе 2012 года цены у большинства производителей кирпича были снижены на 5-7% по сравнению с осенью 2011 года. Начиная с марта текущего года, производители вернули цены на уровень 2011 года. В конце лета заводы еще раз повысили цены примерно на 8-10%. Касательно нашей компании — в 2012 году произошло два запланированных дифференцированных повышения цен в марте и июле на 5-8% в зависимости от конкретного продукта», — рассказывает Томаш Ярема.
Как отмечают аналитики рынка, ключевой тенденцией последних лет является смещение спроса в сторону высококачественных облицовочных кирпичей: керамических и гиперпрессованных.
— Сейчас их доля менее 5%, однако в перспективе будет увеличиваться. Внешняя торговля кирпичом играет незначительную роль (менее 5% от рынка) и сконцентрирована главным образом в сегменте облицовочных кирпичей. География продаж для кирпичных предприятий ограничена, как правило, территорией соседних субъектов.
В сегменте высококачественного облицовочного кирпича, который контролируется ведущими производителями, транспортировка продукции экономически целесообразна и на дальние расстояния.
Это позволяет значительно расширить рынки сбыта, — считает Александр Семенов. Светлана Федорова отмечает еще одну заметную тенденцию — рост объемов импорта.
— Спрос на кирпич почти полностью удовлетворяется за счет внутреннего производства. Доли импорта и экспорта на нем незначительны и составляют менее 1% как в натуральном, так и в стоимостном выражении. Хотя по итогам 2011 года объемы импорта выросли более чем на 70%. Несмотря на достаточно высокую цену, импортный кирпич пользуется довольно большим спросом в премиум-сегменте облицовочного кирпича. Большая часть импортного кирпича завозится из стран дальнего зарубежья, — поясняет эксперт. Аналитики «СМПРО» прогнозируют, что в ближайшие годы рынок кирпича стабилизируется — темпы роста объемов производства снизятся до 4-6% под серьезным давлением со стороны товаров-заменителей, в основном автоклавного газобетона. В последние годы этот вид стенового материала демонстрирует уверенный рост и увеличивает свою долю на рынке.
По нашим оценкам, наилучшие перспективы имеют кирпичные производства, ориентированные на выпуск высококачественной продукции (облицовочные кирпичи). С точки зрения игроков рынка, возможно формирование вертикально-интегрированных строительных компаний.
Большее внимание следовало бы уделить влиянию Таможенного союза, ведь это открывает возможности для поставок продукции Республики Беларусь и Казахстана на рынок России, — говорит Александр Семенов.