Вестник. Поволжье

Чего не хватает Татарстану

 Чего не хватает Татарстану

Несмотря на отсутствие дефицита кадров на архитектурном рынке в Республике Татарстан, проблемы в подготовке специалистов все-таки существуют

Несмотря на отсутствие дефицита кадров на архитектурном рынке в Республике Татарстан, проблемы в подготовке специалистов все-таки существуют. Своим видением ситуации поделились с журналом «Вестник. Татарстан» как преподаватели, так и практикующие специалисты.

Сергей Михайлов, декан факультета дизайна, профессор, заведующий кафедрой ДАС КГАСУ, доктор искусствоведения и вице-президент Союза дизайнеров России:
— Переход нашего архитектурного и дизайнерского образования на двухступенчатую систему — не лучшее решение. Эта система предполагает высокий уровень самостоятельности студентов и высокую техническую оснащенность учебного процесса. И если ранее система образования предполагала до 70% аудиторных занятий и 30% самостоятельных, то теперь эти цифры поменялись местами. Но ментальность российских студентов сегодня такова, что без соответствующего кураторства они не готовы к такому самообразованию. Более того, в отличие от западных вузов, где, например, оборудованные по последнему слову техники библиотеки-медиатеки работают круглые сутки, у нас существенно отстает и техническое оснащение даже специализированных компьютерных классов. Таким образом, переходя на новую двухступенчатую систему обучения, мы перенимаем только форму, не задумываясь о качестве ее реализации. К слову сказать, не все зарубежные вузы сегодня готовят специалистов по двухуровневой системе. В российском образовании десятилетиями складывались определенные традиции. Ранее наши школы были не только конкурентоспособными, но и представляли определенный интерес у западных коллег. А сегодня мы лидирующие позиции сменили на догоняющие. Год назад к нам обратились специалисты мюнхенского вуза с предложением по обмену опытом. К нашему стыду, мы вынуждены были отказать им. Причина — нам нечем хвалиться. Старое мы разрушили, а новое еще не построили. Поэтому говорить о качественном развитии дизайна можно будет лишь тогда, когда начнет активно работать промышленность. В то же время вступление в ВТО предполагает высокую конкурентоспособность товаров на мировом рынке, а следовательно, развитие промышленного производства и востребованность дизайнеров. Тем не менее многие выпускники российских вузов сегодня успешно работают и за рубежом, что свидетельствует о достойном уровне образования и качественной подготовке наших специалистов при ранее существовавшей одноуровневой системе вузовского образования.

Александр Дембич, профессор, заведующий кафедрой градостроительства КГАСУ:
— При подготовке архитекторов студентам не хватает практики в архитектурно-градостроительной сфере. Глубинные теоретические знания сложно адаптировать на практике без регулярного решения конкретных задач. Руководство республики не уделяет этому вопросу должного внимания. Когда мэрия утвердила программу «100 скверов», наши студенты были активно привлечены к ее реализации и получили не только оплату, но и отличные практические навыки. Хотелось бы, чтобы в городе работало как можно больше таких программ. Не способствуют развитию архитектурного образования и множество законодательных нововведений. Новая двухуровневая система образовательного процесса не в состоянии учесть специфику подготовки архитектора. Выход из данной ситуации я вижу один: необходимо предоставить университетам больше свободы в плане формирования своих учебных программ. Вузам требуется содействие администрации. Отличным решением могло бы стать создание проектного центра на базе университета. Таким образом, студенты вуза под контролем педагогов могли бы принимать участие в работе. Но чтобы получить бюджетный заказ, согласно ФЗ № 94, необходимо участвовать в тендерах, а вуз из-за отсутствия оборотного капитала и средств на залоги этого не может. Следовательно, необходимы гранты на проек-тно-экспериментальные работы архитектурно-строительного характера, за счет которых будет развиваться проектный центр. А гранты, безусловно, может выделить лишь Правительство РТ.

Тимур Нугаев, директор группы компаний «ИВАР», доцент Казанского федерального университета, Член союза дизайнеров России:
— Ни для кого не секрет, что лидирующие позиции в России по подготовке квалифицированных кадров — архитекторов — занимают три школы — московская, питерская и казанская. Выпускники КГАСУ великолепно владеют теоретическими знаниями, в числе которых развитие объемного мышления и архитектурного подхода. Будучи архитектором-практиком, я могу сделать вывод, что лишь один из десяти выпускников в состоянии не только сделать хороший проект, но и довести его до реализации. Выпускникам-архитекторам Татарстана не хватает увязки теоретического образования с практической составляющей.
Отличные результаты для повышения качества образования показала система разнообразных грантов в КГАСУ. Суть программы такова: выигравшие грант студенты на средства из бюджета республики направлялись на дальнейшее обучение за границу. Но и минусы этого обучения очевидны: большинство студентов предпочитали не возвращаться на родину. Татарстан — необычный регион. Здесь сосредоточена архитектура Европы и Азии, и поэтому к архитектору предъявляются жесткие требования, которым должны соответствовать и выпускники. Конечно, ребятам приходится многому учиться, применяя полученную в вузе теорию на практике. Для скорейшего обучения мы обязательно посещаем строящиеся объекты, а также приобретаем ценный опыт и за границей.

Виктор Токарев, член Союза архитекторов РФ и РТ, заслуженный архитектор РТ, член Экспертного совета по строительству, архитектуре и стройиндустрии Комитета по промышленности, строительству и наукоемким технологиям Государственной Думы РФ, генеральный директор архитектурно-строительной компании «АС-Ком»:
— Сегодня в республике самым дефицитным специалистом является архитектор-градостроитель. Но в целом рынок архитектуры Татарстана не испытывает кадрового голода. Однако следует понимать, что специальность архитектора — творческая, и, конечно же, талантливых архитекторов очень мало. Во многом сказывается уровень подготовки выпускников. В учебном плане недостаточно внимания уделено смежным разделам и специальностям, без знаний которых молодому специалисту будет сложно, а зачастую практически невозможно разработать достойный проект, в то время как опытные архитекторы, обладая богатым опытом и практикой, вплотную взаимодействуют с разработчиками смежных разделов. Поэтому сегодня почти во всех архитектурно-проектных организациях существует практика «доучивания» выпускников, которая показывает, что требуется не менее пяти лет, прежде чем молодой специалист научится практическим приемам строительства.

Конечно же, сегодня Татарстану не хватает высокой творческой составляющей качества объектов. Необходимо развивать и стимулировать это архитектурное направление. К сожалению, в Татарстане нередки случаи возведения домов с неудачной планировкой квартир, неприемлемой для проживания. Уверен, что решить эту проблему поможет стимулирование специалистов строительных специальностей. Например, хорошей практикой могли бы стать ежегодные мероприятия регионального уровня, на которых создателям достойных объектов вручались бы поощрительные грамоты Кабинета министров, мэрии. И обязательно были бы названы три худших объекта с указанием их созидателей — архитекторов, проектировщиков и застройщиков. Такой подход, безусловно, станет отличной мотивацией, поскольку попадание в категорию «неблагополучных» отрицательно скажется на профессиональной репутации специалиста.
Поделиться:
Логотип Вестник Поволжье
Не пропустите новые публикации.
Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен!
Не пропустите новые публикации.
Подписывайтесь на наш Телеграм-канал!