На уровне федеральных и региональных властей принимаются градостроительные регламенты, но, по мнению архитекторов, грамотное комплексное освоение территорий возможно только при условии, если градостроитель будет режиссером жилой среды. Если он сможет не только предусмотреть существующие на данный момент потребности, но и предугадать, как они изменятся с течением времени. Своими мыслями по этому поводу с «Вестником. Поволжье» поделились архитекторы ПФО.
Виктор Быков, главный архитектор Нижнего Новгорода:
— Новое — это хорошо забытое старое. И, конечно, при проектировании новых микрорайонов и реконструкции существующих жилых кварталов надлежит пользоваться опытом наших предшественников, разработавших принципы формирования жилых районов и микрорайонов.
Отрабатывались эти основы научно-исследовательским институтом по градостроительству и крупными региональными институтами по проектированию гражданских зданий. В творческие коллективы проектировщиков входили не только архитекторы, но и социологи, технологи, экономисты, инженеры. При создании экспериментальных жилых районов использовались самые передовые строительные технологии того времени, был опробован ряд архитектурных и инженерных идей, которые, как мы формулируем сегодня, предлагали создать благоустроенную жилую среду.
В настоящее время проекты планировок территорий микрорайонов и кварталов разрабатываются небольшими архитектурными мастерскими, имеющими в основном своем составе минимальное количество сотрудников (большинство из них — архитекторы), и нанятыми из сторонних организаций специалистами для отработки вопросов инженерной инфраструктуры. Для обеспечения доступа жителей новых микрорайонов социальной и инженерной инфраструктурой микрорайоны должны быть грамотно запроектированы — порядок строительства инженерных сетей, дорог, детских дошкольных учреждений, школ, парковок должна быть первоочередной, то есть жилые дома должны сдаваться в эксплуатацию одновременно с инфраструктурой.
Каковы плюсы и минусы квартальной застройки? В числе плюсов я бы выделил обеспеченность территории микрорайона учреждениями шаговой доступности и строительство экономичного жилья. Минусы — использование в застройке однотипных жилых домов повторного применения, для которых архитекторы пытаются «вытянуть архитектуру» за счет различных вариантов цветового решения фасадов. Учитывая ограниченное количество (один-два типа) и ориентацию жилых секций, чрезвычайно сложно создать композиционное планировочное решение микрорайона высокого качества.
Дмитрий Пузырев, советник по архитектуре и градостроительству группы компаний «АК БАРС Девелопмент», Казань:
— Инфраструктура является важнейшей составляющей при строительстве новых комплексов. Мы не просто возводим стены, а создаем комфортное жилое пространство, а в это понятие входят и подъезды, и парковки, и детские площадки, и скверы, и медицинские и образовательные учреждения, и магазины. Большое преимущество заключается в проектировании и застройке микрорайонами — тогда инфраструктурные вопросы решаются быстрее. В качестве примера могу привести популярные среди казанцев «XXI век», «Солнечный город», сейчас активно строится «Светлая долина».
Юрий Корякин, председатель правления Самарской региональной организации Союза архитекторов России:
— Квартальная мало- и среднеэтажная застройка 1940-50-х годов обеспечивалась обязательным набором учреждений обслуживания: школа, детский сад, клуб, магазины, столовые и проч. В последующие три десятилетия массовое государственное жилищное строительство осуществлялось микрорайонами, планировочная структура которых была основана также на нормативах «комплексности».
Что касается вопроса квартальной застройки, то это веление времени. Вообще в самом понятии «квартальное освоение территории» заложена мысль о масштабности, ведь это уже нечто большее, чем просто строительство дома. В первую очередь комплексное освоение подразумевает строительство собственной дорожной и инженерной инфраструктуры. Кроме того, мы говорим о некой продуманной планировке внутри всего микрорайона, создании культурной среды обитания. И мы относим себя к приверженцам квартальной застройки. Основным принципом такой формы устройства жилого образования является четкий порядок деления пространства на приватную (дворовую) часть и общественную фасадную, доступную жителям всего города. Наверное, это основной принцип, по которому многие горожане (современные потребители жилья) выбирают себе среду обитания. В стране за последние четверть века изменилась социально-экономическая формация, многие почувствовали все преимущества так называемых частнособственнических (приватных) дворов, доступ в которые имеет только ограниченный круг людей, а именно только жильцы данного комплекса (квартала). Все — соседи одного дома (двора), все друг друга знают, дети соседей друг друга знают, соседская живность друг друга знает. Вероятно, принцип «чужие здесь не ходят» и дальше будет определять характер застройки жилых урбанизированных территорий. Вообще, на наш взгляд, намного интереснее жить в новом микрорайоне с новыми школами, детскими садами, новыми возможностями для посещения каких-либо заведений для активного времяпрепровождения, чем просто купить квартиру в новостройке в центре района, существующего уже лет 40 лет. В этом плане очевидным плюсом является то, что социальное окружение в таких проектах достаточно однородное, а это еще и немаловажный фактор психологического комфорта. Что интересно, принцип квартальной застройки благотворно сказывается и на транспортной инфраструктуре территорий. Множественная капиллярная сеть небольших двухполосных улиц квартальной застройки гораздо благотворнее влияет на пропускную способность автотранспорта, в отличие от многополосных магистралей, которые расположены редко.
Но здесь появляются и отрицательные последствия: увеличенный планировочный модуль застройки разрушил традиционный двор и соседские связи, породил огромные ничейные пустые пространства. Погоня за квадратными метрами жилья приводила к хроническому отставанию (особенно в восьмидесятые годы) строительства объектов обслуживания, что усугубляло необжитость микрорайонов. Отсутствие частной собственности и запрет предпринимательства не давали оживить среду мелкой розницей, небольшими кафе, парикмахерскими и т. п. Типовое домостроение похоронило архитектуру жилой застройки.
В девяностые о комплексности забыли: государство надолго ушло из сферы жилищного строительства и сопутствующей инфраструктуры, а частному застройщику были интересны только коммерческие «метры». В последние несколько лет начинается «открывание» элементарных основ формирования комфортной жилой среды, но здесь возникают и свои опасности. Вызывает огромную тревогу возврат к микрорайонному казарменному безликому типу жилой многоэтажной многоквартирной застройки, типовым школам и детским садам, упрощенным планировочным решениям. Роль архитектора в этой ситуации огромна: именно архитектор по своей профессиональной обязанности и умению может и должен создавать комфортную жилую среду, отвечающую современным запросам человека и высокому уровню архитектуры. Однако без поддержки общества усилия архитектора остаются очень часто на бумаге, на уровне эскизов. Реальность такова, что на смену черствой административно-командной системы в градостроительстве пришла не менее бездушная атмосфера коммерциализации архитектуры. При неразвитости институтов гражданского общества, слабости муниципального управления хозяином положения выступает инвестор, имеющий главной целью строительства извлечение максимальной прибыли, где социально значимые объекты становятся лишней обузой. Государственно-частное и муници-пально-частное партнерства открывают путь к решению проблемы комплексности застройки, но преодоление болезней переходного периода невозможно также и без активного участия общественности в принятии градостроительных решений, широком обсуждении архитектурных проектов, без повышения профессионального уровня муниципальных органов архитектуры.
Ирина Казаринова, заслуженный архитектор Удмуртской Республики:
— Надо проектировать новые микрорайоны с полной инфраструктурой в шаговой доступности: сегодня это веление времени. При квартальной застройке этого можно добиться несколькими способами. Во-первых, можно проектировать как отдельные здания. Во-вторых, использовать первые этажи жилых зданий.
Довольно часто при планировке инфраструктуры не учитывается возможность активного отдыха. Безусловно, строить большие спортивные комплексы дорого, это не всегда окупается, но можно строить единые спортплощадки для школ и жителей ближайших домов. И для эстетики, и для комфортного обитания, и для здоровья (а архитектор должен думать и об этом!) между кварталами необходимо устраивать скверы или мини-парки (технологии «зеленого строительства») для создания благоприятной среды проживания. Сегодня квартальная застройка — это настоящее и будущее развития городов. У квартальной застройки больше плюсов, чем минусов. При квартальной застройке высота зданий от трех до шести этажей (социально и психологически более комфортно). При высокоплотной малоэтажной застройке удобно комплексное освоение территорий. Малоэтажная застройка быстро возводится (от 1 месяца до 0,5 года), при строительстве можно использовать комплекты полного заводского изготовления, что дает сопоставимую стоимость жилья экономкласса в многоэтажных домах (для этого, конечно, нужно некоторое перевооружение ДСК). Квартальная застройка высокоплотного домостроения дает плотность до 400 и выше чел./га и при разноэтажном строительстве вполне обеспечивает нормы инсоляции.
Эдуард Трутнев, научный руководитель направления «Рынок недвижимости» Фонда «Институт экономики города»:
— Доступность социальной среды инфраструктуры при комплексной застройке — вопрос не столько нормативов градостроительного проектирования, сколько системного управления. И сам по себе факт внесения в федеральное законодательство изменений, касающихся указанных нормативов, никоим образом не повлияет на ситуацию с комплексной застройкой.
Сегодня комплексная застройка ведется практически во всех регионах страны. И для вопроса обеспечения жильем, в особенности экономкласса, это единственное приемлемое и эффективное решение. Однако не открою новой истины, если скажу, что большинство новых кварталов, построенных в последние годы, а также строящихся в настоящий момент, не соответствуют требованиям комфортного проживания. Об инфраструктуре думают в последнюю очередь, по остаточному принципу. Зачастую в новых микрорайонах магазины, поликлиники и даже детские дошкольные учреждения, так как с течением времени в них возникает острая необходимость, устраиваются в приспособленных, перепланированных нижних этажах жилых домов. Так быть не должно.
Прежде всего, если так задумано изначально и это соответствует эффективному градостроительному планированию, первые этажи необходимо сразу же строить как торговые, офисные и т.д. площади. При этом нужны и «самостоятельные» социальные объекты. Ведь не всегда район подходит для размещения объекта социальной инфраструктуры, не всегда там хорошие подъезды, парковки, максимальная транспортная доступность. Что такое норматив? Это заявка на лучшее будущее, дистанция между тем, что сейчас есть в недостаточном количестве, и тем, что будет в части достаточного обеспечения местами в поликлиниках, детских садах, школах и т.д. Кто будет обеспечивать и когда обеспечит преодоление этой разницы? Здесь возникает вопрос о распределении обязательств между застройщиком и властью. Это процесс взаимодействия, это расчеты, это обязательства, это документы. Поэтому необходимо наличие системности в управлении. Соответственно, не федеральный закон будет определять доступность социальной среды инфраструктуры при комплексной застройке. Успех будут определять грамотно налаженные системы градоуправления. В этой системе нужен не столько архитектор, сколько градоустроитель нового типа, тот человек, который понимает устройство города в целом, не столько работает визуальными образами, сколько выстраивает балансы приемлемых соотношений между застройкой, количеством мест в школах, детских садах, объектах отдыха и т.д. Таких у нас, к сожалению, мало. Получается, что стоит задача таких специалистов выращивать.
Чего не хватает Поволжью
Если раньше главной задачей, стоящей перед градостроителями, было обеспечение граждан жильем, то сегодня к ней добавился вопрос обеспечения доступа жителей новостроек к социальной инфраструктуре
Не пропустите новые публикации.
Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен!
Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен!
Похожее
Чего не хватает Нижнекамску?
В новой рубрике Отраслевого журнала «Вестник. Татарстан» своим видением ситуации в градостроительстве и проектной сфере поделились архитекторы, проектировщики и дизайнеры Химграда
Владимир Кудряшев: «Высокое качество проектирования — это когда житель-заказчик не хочет ничего «улучшить» в своем жилище»
Одним из ярчайших проявлений самобытности регионов ПФО является архитектура
Константин Маковецкий: «Работа в ресторане не имеет ничего общего с кулинарным ток-шоу»
Константин Маковецкий уже семь лет возглавляет первую профессиональную организацию региона — Самарскую гильдию шеф-поваров
Чего не хватает Поволжью
Как внедрение инноваций может повысить качество проживания в городах ПФО
Чего не хватает Набережным Челнам
В новой рубрике Отраслевого журнала «Вестник. Татарстан» своим видением ситуации в градостроительстве и проектной сфере поделились архитекторы, проектировщики и дизайнеры Автограда
Чего не хватает инфраструктуре Казани
Представители архитектурного сообщества и общественных организаций Татарстана высказали свое мнение о том, в каком направлении следует развивать инфраструктуру Казани
Не пропустите новые публикации.
Подписывайтесь на наш Телеграм-канал!
Подписывайтесь на наш Телеграм-канал!
Популярное
В Пермском крае «Ласточек» поэтапно заменяют на «Финисты»
В регионе увеличивается востребованность железнодорожного транспорта
С начала года ФБУ «РосСтройКонтроль» осуществляет строительный контроль на 149 объектах в Приволжском федеральном округе
Инспекторы ФБУ «РосСтройКонтроль» ежедневно проводят строительный контроль при строительстве, реконструкции объектов высокой социальной значимости. В 2021 году ...
Субсидию до 350 млн рублей предложили нижегородским предприятиям
Новая мера поддержки предусмотрена на создание и развитие совместных производств со странами ЕАЭС
Чувашия вступает в пилотный проект по оптимизации городских перевозок
В Чебоксарах и Новочебоксарске общественный транспорт продолжит развиваться с сервисами Яндекса
Фестиваль музыки и еды «Гастролес. Два дня ели все съели» пройдет в Ульяновской области
В этом году в регионе 21 событийному мероприятию окажут господдержку
В Оренбуржье активно ликвидируют свалки
На месте участков с мусором укладывают геоматы