Вестник. Поволжье

Ближе к предприятиям

Ближе к предприятиям

Учебные заведения ПФО развивают программы дуального образования

Выполнение масштабных задач по ускоренному развитию страны и осуществление в сжатые сроки интенсивного импортозамещения будут во многом зависеть от кадровой поддержки, которую реальному сектору сможет оказать система высшего и среднего специального образования. Сегодня многие предприятия и учебные заведения ПФО не просто интенсифицируют различного рода контакты — плотная интеграция с вузами и ссузами становится важнейшим фактором конкурентоспособности на рынке. В свою очередь, учебные заведения благодаря такому сотрудничеству имеют возможность получить современную учебно-производственную базу и гарантировать своим студентам востребованность на рынке труда.

Проблема востребованности выпускников на предприятиях в ПФО и обеспечения кадрами реальных отраслей экономики стоит довольно остро. Согласно исследованию журнала «Профессиональное образование в России и за рубежом», в последние годы существует тенденция роста несоответствия подготовки специалистов вузами и ссузами реальным потребностям производства. Это одна из главных причин того, что в округе фиксируется отрицательная кадровая динамика по показателю удовлетворения кадрового спроса экономики в квалифицированных рабочих и специалистах среднего звена с 62,6% в 2012 году до 57,5% в 2014-м. При этом, как отмечают эксперты журнала, ПФО сильно не хватает именно квалифицированных рабочих и служащих, лишь 28,6% студентов обучается по этим программам подготовки. При этом именно рабочие профессии уже много лет составляют большую часть вакансий. 

«Реальная структура подготовки в разрезе уровней профессионального образования в большинстве субъектов ПФО свидетельствует о преобладающей ориентации региональных систем образования на спрос со стороны населения, а не рынков труда», — делают неутешительный вывод авторы исследования. В своем послании Федеральному Собранию президент России Владимир Путин поставил задачу скорейшего снятия критической зависимости страны от зарубежных технологий и промышленных товаров, произведенных в США, ЕС, Японии и Корее. С точки зрения Владимира Путина, это невозможно без объединения усилий проектных, творческих команд и динамично развивающихся компаний, которые готовы впитывать передовые разработки; подключения ведущих университетов, исследовательских центров, Российской академии наук, крупных деловых объединений страны. Тесная интеграция реального сектора и так называемых мозговых центров, крупных учебных заведений и исследовательских институтов сегодня является одним из краеугольных камней новой системы образования, которая должна помочь России совершить технологический рывок. При этом не стоит забывать, что когда-то советская система подготовки кадров как раз-таки и строилась на тесных связях вузов и техникумов с предприятиями. Сейчас же мы снова вынуждены перенимать чужой опыт. Согласно оценке Международного института мониторинга качества рабочей силы (Швейцария), лидером по квалификации рабочей силы сегодня является Германия, а ее система дуального образования во многом является образцом не только для стран Европейского Союза, но и для всего мира. Именно в Германию сегодня едут руководители российских учебных заведений для получения опыта выстраивания грамотных отношений с действующими предприятиями, которые обеспечивают надлежащее качество учебного процесса.

Ближе к предприятиям

Мода на дуальное
Дуальное образование — это качественный баланс между теоретическими знаниями, получаемыми в учебных заведениях, и практическими навыками работы на предприятиях, благодаря которому студенты получают более глубокие и практические знания в процессе обучения. Согласно концепции дуального образования, студент осваивает теоретическую учебную программу в учебном заведении, а уже затем применяет полученные знания на предприятии. Причем не во время краткосрочной производственной летней практики, как это было заведено в большинстве учебных заведений: предприятия в рамках партнерства с вузами и колледжами участвуют и в составлении учебных программ, и в аттестации, и в дипломной защите, а опытные сотрудники могут даже входить в штат учебного заведения в качестве преподавателей. Сейчас собственные программы по развитию дуального образования есть практически у всех регионов Поволжья. Так, ТПП Татарстана совместно с республиканским министерством образования активно взаимодействуют в вопросах формирования региональной оценки качества подготовки квалифицированных рабочих и специалистов через механизмы профессионально-общественной аккредитации образовательных программ, сертификации профессиональной квалификации, а также развития дуальной системы подготовки квалифицированных кадров. 

Нижегородская и Самарская области вошли в пилотный проект Агентства стратегических инициатив «Подготовка рабочих кадров, соответствующих требованиям высокотехнологичных отраслей промышленности, на основе дуального образования». В Самарской области действует «дорожная карта» по созданию дуальной системы подготовки рабочих кадров для отрасли авиационного и космического машиностроения, разработчиком которой стало не только министерство образования и науки региона, но и министерство промышленности и технологий, региональное объединение работодателей «Союз работодателей Самарской области», Координационный совет по кадровой политике при губернаторе Самарской области. В проекте участвует целый ряд учебных заведений. Они готовят специалистов в единой системе с крупнейшими промышленными предприятиями региона — ОАО «Авиакор — авиационный завод», АО РКЦ «Прогресс», ОАО «АвтоВАЗ» и ЗАО «Инновационный центр «Жигулевская долина» (технопарк). Упор в подготовке кадров сделан на высокотехнологичные рабочие профессии — станочников широкого профиля, сварщиков, токарей, фрезеровщиков, шлифовщиков, слесарей-ремонтников, электромонтеров по ремонту и обслуживанию электрооборудования. Причем, как пояснили «Вестнику» в областном министерстве образования, студенты заключают с предприятием полноценный договор: в нем прописаны условия обучения, выделение наставника, а также меры социального обеспечения, в том числе ученическая зарплата, страховка и проч. В Ульяновской области программы дуального образования также поддерживаются АСИ, а пилотными площадками стали ЗАО «Авиастар-СП», Ульяновский авиаколледж, техникум приборостроения, ОАО «Утес» и другие учебные заведения и предприятия. 

«Дуальное образование — это уникальная возможность для наших учащихся, которые могут все полученные знания сразу использовать в деле. Мы, например, сотрудничаем с ГК «Оптикэнерго», и могу сказать, что они предоставляют нам такие широкие возможности, какие не дали бы любые лаборатории. Учащиеся сразу погружаются в атмосферу завода, видят реальную жизнь и производство, именно это позволяет им комфортно адаптироваться в профессии и начать большой путь самореализации», — комментирует директор Саранского электромеханического колледжа Валентина Фадеева.

Ближе к предприятиям

Корпоративный интерес
Конечно, дуальная система подготовки кадров в силу своей специфики и наиболее актуальных запросов работодателей очень активно применяется в средних специальных учебных заведениях. Однако и вузы стараются по максимуму приблизиться к предприятиям и таким образом актуализировать процесс обучения. Проходит это в основном путем создания базовых (или корпоративных) кафедр. Так, Ульяновский ГТУ открыл уже шесть корпоративных кафедр — «Инфокоммуникационные системы и машиностроение», «Радиоэлектронные системы и технологии», «Бортовые информационно-управляющие системы», «Инфокоммуникационные системы и радиоэлектронные средства», «Инновационные технологии механообработки», «Банковское дело». Как рассказал «Вестнику» проректор по дистанционному и дополнительному образованию УлГТУ Александр Афанасьев, университет постоянно ведет работу по расширению количества партнеров, в частности, совсем недавно было подписано соглашение о сотрудничестве с ООО «Газпром межрегионгаз Ульяновск», планируется начать сотрудничество по дуальному образованию с предприятиями соседних областей и регионов. 

Первые базовые кафедры в Самарском гостехуниверситете были открыты еще 15 лет назад. Как поясняет ректор СамГТУ Дмитрий Быков, их организация была необходимостью для реализации практико-ориентированного подхода в образовательном процессе. «А со стороны предприятий интерес скорее в кадрах и научно-исследовательской деятельности. Не секрет, что СамГТУ является одним из ведущих вузов Поволжья, выполняющим ежегодно научно-исследовательские работы по контрактам с разного рода предприятиями на сумму порядка 0,5 млрд рублей. В первую очередь наши заказчики — это нефтеперерабатывающие, нефтехимические предприятия, промышленная экология и оборонные предприятия», — говорит Дмитрий Быков. В СамГТУ открыто уже 28 базовых кафедр, причем не только с крупнейшими предприятиями и НИИ, но и, например, с ГУВД по Самарской области, Самарской таможней Приволжского ТУ ФТС РФ, ГО и ЧС Самарской области. СамГТУ быстро ориентируется в изменяющихся потребностях отечественной экономики: уже в самое ближайшее время совместно с одной из крупных сырных компаний Швейцарии в Самарской области он начнет строительство завода по производству сыров. «Наши ученые с факультета пищевых производств научились выводить специальную благородную плесень Дорблю и производить сыр разных видов — пармезан, рикотту, дорблю, что, согласитесь, в условиях импортозамещения очень перспективное дело. Открытие завода станет местом, где будут отрабатываться новые технологии химиков, работающих в пищевой сфере, местом для практики наших выпускников», — рассказывает Быков. 
Поделиться:
Логотип Вестник Поволжье
Не пропустите новые публикации.
Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен!
Не пропустите новые публикации.
Подписывайтесь на наш Телеграм-канал!