Вестник. Поволжье

Регионы ПФО пошли на сближение

Регионы ПФО пошли на сближение

В Поволжье развивают программу развития региональных перевозок при помощи авиатранспорта

Ближе друг к другу в 2015-м году стали все регионы Приволжья — города округа связали прямые авиарейсы. В регионе продолжает работу проект по развитию межрегиональных пассажирских авиаперевозок. Однако программа эффективна, лишь пока действует господдержка.

Программа развития региональных перевозок в округе осуществляется в соответствии с постановлением Правительства России «О предоставлении субсидий из федерального бюджета организациям воздушного транспорта в целях обеспечения доступности внутренних региональных перевозок пассажиров воздушным транспортом в Приволжском федеральном округе». Программа направлена на создание условий для повышения подвижности населения и деловой активности, она стартовала 1 апреля 2013 г. Тогда из федерального бюджета на финансирование проекта было выделено 300 млн руб. За 2013 г. по программе было перевезено около 90 тыс. пассажиров, за 2014 г. — 120 тыс., в 2015-м планируют перевезти 140 тыс. пассажиров, говорится на сайте полномочного представителя президента РФ в ПФО.

Авиация местного значения
За январь — ноябрь этого года по программе развития внутренних региональных перевозок в округе перевезено более 84 тыс. пассажиров и выполнено почти 10 тыс. рейсов, говорится в сообщении Росавиации. Из федерального бюджета на программу в 2015 г. выделено 620 млн руб. субсидий (из них на конец октября израсходовано более 380 млн руб.). Исходя из предусмотренных пропорций субсидирования маршрутов (60% из федерального бюджета и 40% из региональных бюджетов) регионам округа необходимо выделить в этом году чуть более 400 млн руб. «На 2015 год субсидии мы сохранили — 1,032 млрд рублей, мы продолжаем развивать проект», — говорил полномочный представитель президента РФ в ПФО Михаил Бабич в начале года. Субсидии на программу из федерального бюджета в 2016 г. составят около 600 млн руб. По программе летают две авиакомпании: ГУП Оренбургской области «Международный аэропорт «Оренбург» (авиакомпания « Оренбужье») и АО «Авиа Менеджмент Груп» (бренд Dexter), которые выполняют рейсы по 29 направлениям. «Оренбужье» за 9 месяцев этого года перевезла на самолетах L-410 (вместимость — 19 пассажиров) более 53 тыс. человек, за весь год авиакомпания выполнит 7 тыс. рейсов (из Оренбурга в Самару, Саратов, Пермь, Уфу, Казань, Нижний Новгород, Екатеринбург, Челябинск, Пензу, Киров, Чебоксары, в Актюбинск Республики Казахстан).

В прошлом году было выполнено 5,5 тыс. рейсов, перевезено 57 тыс. пассажиров, средняя загрузка самолета — 65%. Из бюджета Оренбургской области авиакомпании в 2014 г. выделено 60 млн руб. Всего в региональном бюджете на 2015 г. и на плановый период 2016 и 2017 гг. запланирована финансовая поддержка региональных и местных авиаперевозок в сумме 144 млн руб. ежегодно, говорится в сообщении на сайте полпредства президента в ПФО. «За 11 месяцев 2015 г. авиакомпания Dexter перевезла в ПФО 25 291 пассажира, это в 2 раза больше, чем в январе — ноябре прошлого года, когда услугами авиакомпании воспользовались 12 266 пассажиров», — сообщил генеральный директор АО «Авиа Менеджмент Груп» Эльбрус Саламов. По его словам, в этом году средняя загрузка на рейс — более 66% (Dexter летает на 8-местных Pilatus PC-12), а наиболее популярный маршрут — Казань — Саратов — Казань, где максимальная загрузка — 91%, далее идут Н. Новгород — Саратов — Н. Новгород, Ижевск — Самара — Ижевск, Н. Новгород — Пермь — Н. Новгород , Казань — Пенза — Казань, Ульяновск (Баратаевка) — Н. Новгород — Ульяновск (Баратаевка).

Свой самолет
Во время совещания в Самаре Михаил Бабич акцентировал внимание председателя Правительства России и министра транспорта на необходимости дать импульс для развития и производства отечественного регионального самолета. «Прогноз развития ситуации с учетом развития аэропортовой сети в стране и, соответственно, системных мер поддержки региональной авиации, которые сегодня правительство принимает, говорит о том, что будет рост пассажиропотока и увеличение спроса на региональную авиацию. В связи с этим наличие отечественного самолета (причем две ниши мы для себя видим — это самолет в диапазоне 20-30 мест и самолет от 50 до 70 мест) просто жизненно необходимо, в ближайшие три-четыре года нам эту задачу нужно решить», — подчеркнул Михаил Бабич. Полпред привел примеры, когда закупка иностранных самолетов с учетом политической ситуации оборачивается целым рядом проблем. Поэтому необходим отечественный самолет. «Значительная часть решений в этой части принята — это и по самолету Ил-114, и сегодня мы показывали самолет L-410. Просто важно, чтобы мы более энергично эту задачу сейчас все вместе начали решать», — добавил Михаил Бабич.

Пассажир не заметил замены
В начале этого года с рынка авиаперевозок в ПФО ушла «Ак Барс аэро», в январе Росавиация отозвала у перевозчика сертификат эксплуатанта, 24 июня в компании введено конкурсное производство, ее долги — 6,7 млрд руб. Только за лизинг самолетов «Ак Барс аэро» была должна в общей сложности $12 млн, в ее парке было по 15 Cessna Grand Caravan и Bombardier CRJ-200LR. По мнению руководителя аналитической службы «Авиапорта» Олега Пантелеева, полученные в наследство активы авиакомпании «Татарстан», в октябре 2014 г. признанной банкротом, при наступлении макроэкономических проблем стали для «Ак Барс аэро» «камнем на шее». «Уход этой компании с рынка региональных перевозок никак не повлиял на рядового пассажира, все высвободившиеся рейсы были перераспределены между нами и авиакомпанией «Оренбуржье», — отметил Саламов. По его словам, с этим регулярная программа Dexter увеличилась вдвое. Топ-менеджер подчеркнул, что между Dexter и «Оренбуржьем» отсутствует конкуренция. «Мы партнеры, у нас воздушные суда разной емкости, и мы хорошо друг друга дополняем», — сказал он. Вместо «Ак Барс аэро» в Татарстане появился новый перевозчик — «ЮВТ Аэро », которая получила сертификат эксплуатанта 8 июля 2015 г. АО «ЮВТ Аэро» зарегистировано 9 апреля 2015 г., его единственный учредитель — Олег Пантелеев, бывший директор по административно-хозяйственным делам «Ак Барс аэро», гендиректор компании «Акбарслайн», которую контролирует «Ак Барс холдинг» (напрямую и через свою торговую фирму — в общей сложности 51%). Базовые аэропорты — Казань и Бугульма, флот состоит из шести Bombardier CRJ-200 вместимостью 50 мест. «Компания летает из Казани в столичное Внуково, в Санкт-Петербург, Волгоград, Воронеж, Симферополь и Сочи. Из Бугульмы летает в Домодедово, Нижневартовск и Санкт-Петербург. Из Нижнекамска полеты выполняются в Екатеринбург и Санкт-Петербург. Из Северной столицы — в Бугульму, Екатеринбург, Казань, Нижневартовск и Нижнекамск. По некоторым направлениям в ПФО мы уже летаем, присоединиться к программе субсидированных перевозок в ПФО планируем в начале следующего года», — рассказал «Вестнику. Поволжье» генеральный директор «ЮВТ Аэро» Петр Трубаев.

Регионы ПФО пошли на сближение
Деловая авиация
Кроме пассажирских перевозок в ПФО функционирует деловая авиация. «За последние 10 месяцев отечественный рынок деловой авиации достаточно сильно скорректировался в пользу внутрироссийских направлений», — говорит руководитель проекта BizavNews Дмитрий Петроченко. По его словам, в годовом исчислении (по итогам 2015 года), возможно, мы увидим прирост на 35-40%, но эти «хорошие показатели» все равно фигурируют на общем фоне падения трафика (международного). Прогноз Петроченкова на текущий год — минус 15% в деловых авиаперевозках. В ПФО ситуация на рынке деловой авиации за год, по мнению Петроченкова, почти не изменилась: традиционными по-прежнему остаются направления в Крым, Сочи и отчасти в города-миллионники. По его данным, в ПФО нет сильного бизнес-оператора, который бы летал и обслуживал округ. «В Татарстане есть сильная инфраструктура и достаточно сильные операторы, но зачастую они обслуживают лишь собственников воздушных судов и партнеров республики по бизнесу», — отмечает он. По его мнению, бизнес-авиацию Татарстана можно смело поставить на третью строчку символического рейтинга активности в РФ.

Подпитка для перевозчиков
Региональные авиаперевозки не выгодны без субсидий, благодаря им мы можем предложить приемлемые цены на авиабилеты, считает Саламов. С ним согласен и директор Infomost Борис Рыбак: «Если программу остановить, перевозки прекратятся, пассажиропотоки внутри округа очень жидкие, на саморазвитие авиакомпаниям их не хватает». По его мнению, было бы правильнее не субсидировать перевозки, а создать более благоприятные условия для деятельности авиакомпаний, в первую очередь снизить НДС на внутренние перевозки. «Ключ к развитию лежит в создании благоприятной бизнес-среды, субсидии не запускают механизм самовоспроизводства», — уверен он. «Правительством принят план первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивости экономики, который предусматривает и поддержку нашей гражданской авиации. Речь идет об увеличении субсидирования региональных авиамаршрутов и о снижении налога на добавленную стоимость по внутренним авиалиниям», — говорил 24 февраля в Самаре на совещании, посвященном авиаперевозкам, председатель Правительства России Дмитрий Медведев. Там же министр транспорта России Максим Соколов назвал прошлый год рекордным для всей авиационной отрасли и отметил, что впервые это связано с ростом внутренних авиаперевозок. По его словам, именно внутренние перевозки сегодня могут быть тем драйвером, который поможет сохранить или по крайней мере стабилизировать объемы авиаперевозок и обеспечить развитие отрасли в целом. Среди основных мер министр назвал установление на 2015-2016 годы льготной ставки НДС в 10% на реализацию внутренних воздушных перевозок. Однако с учетом текущей макроэкономической ситуации, по словам Соколова, необходима системная государственная поддержка не только региональной, но и всей авиации, которая летает на внутренних линиях. Кризис ощущается, например топливо дорожало в течение 2015 года, но цена билета оставалась прежней, что увеличило издержки авиакомпании, отмечает Саламов.

На совещании по вопросу реализации программы развития региональных авиаперевозок в ПФО 29 августа 2014 года в Уфе была выделена проблема неудобства расписания по субсидируемым рейсам, которая препятствует формированию транзитных связей между крупными городами округа и существенно снижает эффективность программы. Во время обсуждения были приведены примеры, когда потенциальным пассажирам региональных авиарейсов по-прежнему выгоднее добираться через Москву. К примеру, перелет из Оренбурга в Нижний Новгород транзитом через Казань занимал в прошлом году почти 10 часов, путь через столичный аэропорт — 7 часов 20 минут. Время в пути из Пензы в Пермь через Казань займет около суток, через Москву — не более 6 часов. Михаил Бабич потребовал тогда от участников программы исправить сложившуюся ситуацию.

Перечень маршрутов внутренних региональных перевозок пассажиров воздушным транспортом между субъектами ПФО в марте 2015 г.

Маршрут воздушной перевозки

Протяженность маршрута, км Предельный размер спецтарифа, рублей

Пункт отправления (назначения) Пункт назначения (отправления)

1.
Ижевск Киров 288 2659
2.
Ижевск Нижний Новгород 566 4612
3.
Ижевск Самара 445 3527
4.
Самара Йошкар-Ола 406 3201
5.
Йошкар-Ола Уфа 549 4286
6.
Киров Казань 313 2821
7.
Казань Оренбург 596 4720
8.
Казань Пенза 392 3310
9.
Казань Пермь 499 3744
10.
Казань Самара 294 2311
11.
Казань Саранск 308 2713
12.
Казань Саратов 516 3852
13.
Киров Нижний Новгород 423 3472
14.
Киров Пермь 391 3364
15.
Киров Самара 598 4286
16.
Киров Уфа 577 4612
17.
Нижнекамск Нижний Новгород 494 4069
18.
Нижний Новгород Пенза 354 3093
19.
Нижний Новгород Пермь 762 5914
20.
Нижний Новгород Саратов 548 4178
21.
Нижний Новгород Ульяновск 357 3147
22.
Оренбург Самара 371 3364
23.
Оренбург Уфа 335 2713
24.
Пенза Самара 343 2984
25.
Пермь Самара 655 4720
26.
Пермь Ульяновск 637 4612
27.
Пермь Уфа 364 3201
28.
Саранск Самара 345 2876
29.
Самара Чебоксары 374 2930
30.
Самара Саратов 340 2984
31.
Саратов Ульяновск 347 3093
32.
Уфа Ульяновск 492 3527
33.
Уфа Чебоксары 572 4395

Поделиться:
Логотип Вестник Поволжье
Не пропустите новые публикации.
Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен!
Не пропустите новые публикации.
Подписывайтесь на наш Телеграм-канал!