Программа развития региональных перевозок в округе осуществляется в соответствии с постановлением Правительства России «О предоставлении субсидий из федерального бюджета организациям воздушного транспорта в целях обеспечения доступности внутренних региональных перевозок пассажиров воздушным транспортом в Приволжском федеральном округе». Программа направлена на создание условий для повышения подвижности населения и деловой активности, она стартовала 1 апреля 2013 г. Тогда из федерального бюджета на финансирование проекта было выделено 300 млн руб. За 2013 г. по программе было перевезено около 90 тыс. пассажиров, за 2014 г. — 120 тыс., в 2015-м планируют перевезти 140 тыс. пассажиров, говорится на сайте полномочного представителя президента РФ в ПФО.
Авиация местного значения
За январь — ноябрь этого года по программе развития внутренних региональных перевозок в округе перевезено более 84 тыс. пассажиров и выполнено почти 10 тыс. рейсов, говорится в сообщении Росавиации. Из федерального бюджета на программу в 2015 г. выделено 620 млн руб. субсидий (из них на конец октября израсходовано более 380 млн руб.). Исходя из предусмотренных пропорций субсидирования маршрутов (60% из федерального бюджета и 40% из региональных бюджетов) регионам округа необходимо выделить в этом году чуть более 400 млн руб. «На 2015 год субсидии мы сохранили — 1,032 млрд рублей, мы продолжаем развивать проект», — говорил полномочный представитель президента РФ в ПФО Михаил Бабич в начале года. Субсидии на программу из федерального бюджета в 2016 г. составят около 600 млн руб. По программе летают две авиакомпании: ГУП Оренбургской области «Международный аэропорт «Оренбург» (авиакомпания « Оренбужье») и АО «Авиа Менеджмент Груп» (бренд Dexter), которые выполняют рейсы по 29 направлениям. «Оренбужье» за 9 месяцев этого года перевезла на самолетах L-410 (вместимость — 19 пассажиров) более 53 тыс. человек, за весь год авиакомпания выполнит 7 тыс. рейсов (из Оренбурга в Самару, Саратов, Пермь, Уфу, Казань, Нижний Новгород, Екатеринбург, Челябинск, Пензу, Киров, Чебоксары, в Актюбинск Республики Казахстан).
В прошлом году было выполнено 5,5 тыс. рейсов, перевезено 57 тыс. пассажиров, средняя загрузка самолета — 65%. Из бюджета Оренбургской области авиакомпании в 2014 г. выделено 60 млн руб. Всего в региональном бюджете на 2015 г. и на плановый период 2016 и 2017 гг. запланирована финансовая поддержка региональных и местных авиаперевозок в сумме 144 млн руб. ежегодно, говорится в сообщении на сайте полпредства президента в ПФО. «За 11 месяцев 2015 г. авиакомпания Dexter перевезла в ПФО 25 291 пассажира, это в 2 раза больше, чем в январе — ноябре прошлого года, когда услугами авиакомпании воспользовались 12 266 пассажиров», — сообщил генеральный директор АО «Авиа Менеджмент Груп» Эльбрус Саламов. По его словам, в этом году средняя загрузка на рейс — более 66% (Dexter летает на 8-местных Pilatus PC-12), а наиболее популярный маршрут — Казань — Саратов — Казань, где максимальная загрузка — 91%, далее идут Н. Новгород — Саратов — Н. Новгород, Ижевск — Самара — Ижевск, Н. Новгород — Пермь — Н. Новгород , Казань — Пенза — Казань, Ульяновск (Баратаевка) — Н. Новгород — Ульяновск (Баратаевка).
Свой самолет
Во время совещания в Самаре Михаил Бабич акцентировал внимание председателя Правительства России и министра транспорта на необходимости дать импульс для развития и производства отечественного регионального самолета. «Прогноз развития ситуации с учетом развития аэропортовой сети в стране и, соответственно, системных мер поддержки региональной авиации, которые сегодня правительство принимает, говорит о том, что будет рост пассажиропотока и увеличение спроса на региональную авиацию. В связи с этим наличие отечественного самолета (причем две ниши мы для себя видим — это самолет в диапазоне 20-30 мест и самолет от 50 до 70 мест) просто жизненно необходимо, в ближайшие три-четыре года нам эту задачу нужно решить», — подчеркнул Михаил Бабич. Полпред привел примеры, когда закупка иностранных самолетов с учетом политической ситуации оборачивается целым рядом проблем. Поэтому необходим отечественный самолет. «Значительная часть решений в этой части принята — это и по самолету Ил-114, и сегодня мы показывали самолет L-410. Просто важно, чтобы мы более энергично эту задачу сейчас все вместе начали решать», — добавил Михаил Бабич.
Пассажир не заметил замены
В начале этого года с рынка авиаперевозок в ПФО ушла «Ак Барс аэро», в январе Росавиация отозвала у перевозчика сертификат эксплуатанта, 24 июня в компании введено конкурсное производство, ее долги — 6,7 млрд руб. Только за лизинг самолетов «Ак Барс аэро» была должна в общей сложности $12 млн, в ее парке было по 15 Cessna Grand Caravan и Bombardier CRJ-200LR. По мнению руководителя аналитической службы «Авиапорта» Олега Пантелеева, полученные в наследство активы авиакомпании «Татарстан», в октябре 2014 г. признанной банкротом, при наступлении макроэкономических проблем стали для «Ак Барс аэро» «камнем на шее». «Уход этой компании с рынка региональных перевозок никак не повлиял на рядового пассажира, все высвободившиеся рейсы были перераспределены между нами и авиакомпанией «Оренбуржье», — отметил Саламов. По его словам, с этим регулярная программа Dexter увеличилась вдвое. Топ-менеджер подчеркнул, что между Dexter и «Оренбуржьем» отсутствует конкуренция. «Мы партнеры, у нас воздушные суда разной емкости, и мы хорошо друг друга дополняем», — сказал он. Вместо «Ак Барс аэро» в Татарстане появился новый перевозчик — «ЮВТ Аэро », которая получила сертификат эксплуатанта 8 июля 2015 г. АО «ЮВТ Аэро» зарегистировано 9 апреля 2015 г., его единственный учредитель — Олег Пантелеев, бывший директор по административно-хозяйственным делам «Ак Барс аэро», гендиректор компании «Акбарслайн», которую контролирует «Ак Барс холдинг» (напрямую и через свою торговую фирму — в общей сложности 51%). Базовые аэропорты — Казань и Бугульма, флот состоит из шести Bombardier CRJ-200 вместимостью 50 мест. «Компания летает из Казани в столичное Внуково, в Санкт-Петербург, Волгоград, Воронеж, Симферополь и Сочи. Из Бугульмы летает в Домодедово, Нижневартовск и Санкт-Петербург. Из Нижнекамска полеты выполняются в Екатеринбург и Санкт-Петербург. Из Северной столицы — в Бугульму, Екатеринбург, Казань, Нижневартовск и Нижнекамск. По некоторым направлениям в ПФО мы уже летаем, присоединиться к программе субсидированных перевозок в ПФО планируем в начале следующего года», — рассказал «Вестнику. Поволжье» генеральный директор «ЮВТ Аэро» Петр Трубаев.

Кроме пассажирских перевозок в ПФО функционирует деловая авиация. «За последние 10 месяцев отечественный рынок деловой авиации достаточно сильно скорректировался в пользу внутрироссийских направлений», — говорит руководитель проекта BizavNews Дмитрий Петроченко. По его словам, в годовом исчислении (по итогам 2015 года), возможно, мы увидим прирост на 35-40%, но эти «хорошие показатели» все равно фигурируют на общем фоне падения трафика (международного). Прогноз Петроченкова на текущий год — минус 15% в деловых авиаперевозках. В ПФО ситуация на рынке деловой авиации за год, по мнению Петроченкова, почти не изменилась: традиционными по-прежнему остаются направления в Крым, Сочи и отчасти в города-миллионники. По его данным, в ПФО нет сильного бизнес-оператора, который бы летал и обслуживал округ. «В Татарстане есть сильная инфраструктура и достаточно сильные операторы, но зачастую они обслуживают лишь собственников воздушных судов и партнеров республики по бизнесу», — отмечает он. По его мнению, бизнес-авиацию Татарстана можно смело поставить на третью строчку символического рейтинга активности в РФ.
Подпитка для перевозчиков
Региональные авиаперевозки не выгодны без субсидий, благодаря им мы можем предложить приемлемые цены на авиабилеты, считает Саламов. С ним согласен и директор Infomost Борис Рыбак: «Если программу остановить, перевозки прекратятся, пассажиропотоки внутри округа очень жидкие, на саморазвитие авиакомпаниям их не хватает». По его мнению, было бы правильнее не субсидировать перевозки, а создать более благоприятные условия для деятельности авиакомпаний, в первую очередь снизить НДС на внутренние перевозки. «Ключ к развитию лежит в создании благоприятной бизнес-среды, субсидии не запускают механизм самовоспроизводства», — уверен он. «Правительством принят план первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивости экономики, который предусматривает и поддержку нашей гражданской авиации. Речь идет об увеличении субсидирования региональных авиамаршрутов и о снижении налога на добавленную стоимость по внутренним авиалиниям», — говорил 24 февраля в Самаре на совещании, посвященном авиаперевозкам, председатель Правительства России Дмитрий Медведев. Там же министр транспорта России Максим Соколов назвал прошлый год рекордным для всей авиационной отрасли и отметил, что впервые это связано с ростом внутренних авиаперевозок. По его словам, именно внутренние перевозки сегодня могут быть тем драйвером, который поможет сохранить или по крайней мере стабилизировать объемы авиаперевозок и обеспечить развитие отрасли в целом. Среди основных мер министр назвал установление на 2015-2016 годы льготной ставки НДС в 10% на реализацию внутренних воздушных перевозок. Однако с учетом текущей макроэкономической ситуации, по словам Соколова, необходима системная государственная поддержка не только региональной, но и всей авиации, которая летает на внутренних линиях. Кризис ощущается, например топливо дорожало в течение 2015 года, но цена билета оставалась прежней, что увеличило издержки авиакомпании, отмечает Саламов.
На совещании по вопросу реализации программы развития региональных авиаперевозок в ПФО 29 августа 2014 года в Уфе была выделена проблема неудобства расписания по субсидируемым рейсам, которая препятствует формированию транзитных связей между крупными городами округа и существенно снижает эффективность программы. Во время обсуждения были приведены примеры, когда потенциальным пассажирам региональных авиарейсов по-прежнему выгоднее добираться через Москву. К примеру, перелет из Оренбурга в Нижний Новгород транзитом через Казань занимал в прошлом году почти 10 часов, путь через столичный аэропорт — 7 часов 20 минут. Время в пути из Пензы в Пермь через Казань займет около суток, через Москву — не более 6 часов. Михаил Бабич потребовал тогда от участников программы исправить сложившуюся ситуацию.
Перечень маршрутов внутренних региональных перевозок пассажиров воздушным транспортом между субъектами ПФО в марте 2015 г.
№ |
Маршрут воздушной перевозки | Протяженность маршрута, км | Предельный размер спецтарифа, рублей | |
| Пункт отправления (назначения) | Пункт назначения (отправления) | ||
1.
| Ижевск | Киров | 288 | 2659 |
2.
| Ижевск | Нижний Новгород | 566 | 4612 |
3.
| Ижевск | Самара | 445 | 3527 |
4.
| Самара | Йошкар-Ола | 406 | 3201 |
5.
| Йошкар-Ола | Уфа | 549 | 4286 |
6.
| Киров | Казань | 313 | 2821 |
7.
| Казань | Оренбург | 596 | 4720 |
8.
| Казань | Пенза | 392 | 3310 |
9.
| Казань | Пермь | 499 | 3744 |
10.
| Казань | Самара | 294 | 2311 |
11.
| Казань | Саранск | 308 | 2713 |
12.
| Казань | Саратов | 516 | 3852 |
13.
| Киров | Нижний Новгород | 423 | 3472 |
14.
| Киров | Пермь | 391 | 3364 |
15.
| Киров | Самара | 598 | 4286 |
16.
| Киров | Уфа | 577 | 4612 |
17.
| Нижнекамск | Нижний Новгород | 494 | 4069 |
18.
| Нижний Новгород | Пенза | 354 | 3093 |
19.
| Нижний Новгород | Пермь | 762 | 5914 |
20.
| Нижний Новгород | Саратов | 548 | 4178 |
21.
| Нижний Новгород | Ульяновск | 357 | 3147 |
22.
| Оренбург | Самара | 371 | 3364 |
23.
| Оренбург | Уфа | 335 | 2713 |
24.
| Пенза | Самара | 343 | 2984 |
25.
| Пермь | Самара | 655 | 4720 |
26.
| Пермь | Ульяновск | 637 | 4612 |
27.
| Пермь | Уфа | 364 | 3201 |
28.
| Саранск | Самара | 345 | 2876 |
29.
| Самара | Чебоксары | 374 | 2930 |
30.
| Самара | Саратов | 340 | 2984 |
31.
| Саратов | Ульяновск | 347 | 3093 |
32.
| Уфа | Ульяновск | 492 | 3527 |
33.
| Уфа | Чебоксары | 572 | 4395 |