Вестник. Поволжье

90 шагов к экономическому лидерству

90 шагов к экономическому лидерству

Согласно архивным данным, первые коммунальные службы в Татарстане появились в 1923 году

90 лет назад в Татарстане начало развиваться жилищно-коммунальное хозяйство как единая система управления. За годы работы ЖКХ республики прошло большой путь: от восстановления городов и районов в годы первых пятилеток до лидерства в отрасли на современном этапе.

Создать хозяйственную базу
История ЖКХ Республики Татарстан начинается в 20-е годы прошлого века. После подписания Декрета об образовании Автономной Татарской Советской Социалистической Республики (АТССР) в 1923 году в регионе создается Управление коммунального хозяйства.
Определенную роль в преодолении хозяйственной разрухи после гражданской войны сыграло создание трестов — хозяйственных объединений наиболее крупных предприятий, работавших на основе хозрасчета. В Казани имелось 10 трестов (Лесотрест, Пищетрест, Таткожтрест, Электротрест и др.). Значительное число государственных средних и мелких предприятий было передано в аренду государственным учреждениям и кооперативам, около 10% — частным лицам.

В 1926-1928 гг. в стране были приняты важные решения по введению обоснованной системы
оплаты жилья и коммунальных услуг, которая являлась сравнительно прогрессивной для того времени, так как учитывала не только количество жилья и потребляемых услуг, но и качественные параметры жилых помещений, а также уровень доходов жителей. Развивались децентрализованные системы коммунального управления и жилищные товарищества, что было вполне целесообразным в рамках существующего государственного строя.

В 1931 году в Татарстане появляется новая структура — Народный комиссариат коммунального хозяйства ТАССР «Татнаркомхоз», в состав которого входили, кроме жилищно-коммунальных управлений и отделов, управление планировки и устройства городов и поселков и строительное управление. В этот период в республике были созданы организации дорожно-мостового строительства (трест Гордострой), уличного освещения (трест Казгорсвет), по уходу за зелеными насаждениями (трест Горзеленхоз), электростанции, трамвай и водопровод объединены в Управление крупными предприятиями общественного пользования, на базе трех бань и одной прачечной — трест банно-прачечного хозяйства, похоронное обслуживание, автогужевой транспорт. За годы предвоенной пятилетки в столице Татарстана были проведены значительные работы по благоустройству, возведено свыше 20 школ, 10 корпусов высших и средних учебных заведений, велось интенсивное строительство жилых домов, получили развитие все виды коммунального обслуживания, транспорт. Многие улицы, тротуары, площади, проезды, набережные были покрыты асфальтом. Выросла сеть культурно-бытовых и медицинских учреждений. Получило определенное развитие и жилищно-коммунальное хозяйство, но в основном это развитие проходило в Казани.

Восстановить хозяйство
Период конца 40-х годов характеризовался восстановлением разрушенного во время Великой Отечественной войны хозяйства, в том числе жилищного фонда и коммунальных объектов в 19461950 гг. И, наконец, в 50-е годы начался самый длительный и достаточно последовательный этап развития жилищной сферы и коммунальных систем. Высокие темпы промышленного производства и рост ввода жилья, а вместе с ним и рост благоустройства жилищного фонда приходятся на послевоенное время, когда большинство заводов оборонной промышленности, эвакуированных в республику, начали активное жилищное строительство. Были воздвигнуты тысячи новых домов, промышленных и культурных объектов, появились новые города и районы, транспортные магистрали. Расширялись водопроводные, канализационные сети, электроснабжение и связь. В 1950-1951 гг. в Казани были реконструированы набережные Булака и прилегавшие к ним улицы, в 1956 г. — Кремлевская и Адмиралтейская транспортные дамбы, построены новые железобетонные мосты (Ленинский и Кировский). В эти же годы, в связи с крупными разработками нефти в восточных районах республики, было начато крупномасштабное строительство жилья, в первую очередь для работников нефтяной промышленности, способствующее образованию новых городов — Нижнекамска, Набережных Челнов, Альметьевска, Лениногорска, Азнакаево.

Объединиться для развития
В 60-70-е годы тресты жилищного хозяйства АТССР объединяются в региональные производственные объединения (РПО) жилищного и гостиничного хозяйства. Так предприятия коммунальной энергетики организуют РПО «Таткоммун-энерго», что значительно повышает надежность, технический уровень эксплуатации, экономичности производства электрической и тепловой энергии. После этого стало возможным сокращение числа неэкономичных котельных и повышение уровня автоматизации экономичных. В это же время в регионе для осуществления полного цикла технологического процесса водоснабжения и водоотведения организовано РПО «Татводоканал». В конце 80-х годов РПО ЖКХ создаются во всех населенных пунктах республики, в том числе и в сельской местности. Жилищное хозяйство стало составной частью мощной жилищно-коммунальной индустрии, объединяющей работу производственных трестов жилищного хозяйства с крупными производственными базами, необходимым оборудованием, машинами, механизмами и налаженным собственным производством по изготовлению коммунального оборудования и материалов.

Выжить в сложные 90-е

Новый этап в истории коммунального хозяйства наступает в 90-е годы. После распада СССР снижаются темпы строительства жилья, существенно повышаются тарифы на жилищно-коммунальные услуги, проходит частичная приватизация государственного (муниципального) жилищного фонда, усиливается ведомственный монополизм и ослабляются функции государственного контроля. В результате уровень содержания жилищного фонда в большинстве регионов страны заметно ухудшается. В Татарстане же сложилась другая ситуация. Реализация республиканской Программы ликвидации ветхого жилья в 1990 годы позволила существенным образом модернизировать жилищный фонд до уровня износа в среднем 40%. Объемы инвестиций составили 20,5 млрд рублей (из республиканских ресурсов). Доля ветхого жилья в республике была снижена с 3,3% от общего объема жилищного фонда республики (в Казани с 7%) до среднероссийского уровня 1,3%. Причем новое жилье по Программе строилось по всем современным требованиям по теплотехнике и сбережению энергоресурсов.

Стать лидером
Отправной точкой перевода отрасли на рыночные рельсы стал Указ президента Республики Татарстан Минтимера Шаймиева «О мерах по преобразованию предприятий жилищно-коммунального хозяйства в Республике Татарстан», который предлагал уполномоченными государственными органами республики в течение 2004 года провести приватизацию предприятий и объектов теплоснабжения, водопроводно-канализационного хозяйства, предприятий по оказанию коммунальных услуг населению, а доходы направить на модернизацию основных фондов ЖКХ.
В это же время была принята первая программа реформирования и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Татарстан, рассчитанная на период с 2004 по 2010 годы. Благодаря инвестициям в модернизацию жилищного фонда, коммунального хозяйства в РТ удалось сдержать рост тарифов на жилищно-коммунальные услуги, обеспечить ликвидацию перекрестного финансирования, переход на 100% оплату услуг потребителями при введении социальной адресной помощи конкретным семьям граждан с низким уровнем доходов. При этом увеличился уровень собираемости платежей за потребленные жилищно-коммунальные услуги. Кроме того, в коммунальной отрасли республики были созданы условия для развития конкурентных отношений. Сегодня практически 100% жилищного фонда Татарстана обслуживается подрядными организациями немуниципальной формы собственности.

Сохранить позиции

Программа капремонта проводилась в РТ в ускоренном режиме. Лимит Фонда ЖКХ, выделенный Татарстану на четыре года, региону удалось освоить за два. Причем объемы софинансирования из консолидированного бюджета Республики Татарстан были сохранены на уровне, равном объемам федеральных субсидий, несмотря на то, что законодатель разрешал направить на софинансирование всего 12,24% от объема федеральных средств.

Для продолжения реализации социально важной задачи власти Татарстана совместно с Фондом содействия реформированию ЖКХ приняли решение отработать в режиме пилотного проекта механизмы ликвидации существующего недоремонта в течение 5-7 лет и создать Региональный фонд капитального ремонта. Сегодня можно констатировать, что в Татарстане накоплен значительный положительный опыт социально ориентированной государственной политики. На современном этапе перед руководством республики стоят новые, не менее серьезные задачи, требующие закрепить успехи прошедших лет.
Поделиться:
Логотип Вестник Поволжье
Не пропустите новые публикации.
Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен!
Не пропустите новые публикации.
Подписывайтесь на наш Телеграм-канал!