Вестник. Поволжье

Парковочный бум в Казани

Парковочный бум в Казани

В 2013 году в столице Татарстана откроется 11 новых паркингов почти на 4 тысячи машино-мест

Уровень автомобилизации Казани неуклонно растет, мест для парковки, с одной стороны, катастрофически не хватает, а с другой — многоуровневые платные паркинги остаются наполовину пустыми. За два предыдущих года в столице Татарстана построено восемь многоуровневых паркингов, в текущем году планируется открыть еще одиннадцать. Эксперты уверены: для того чтобы платные парковки стали востребованы среди казанцев, должно пройти время.

Льготы для инвесторов
Строительство паркингов — бизнес очень затратный и при этом медленно окупаемый. Понимая это, власти республики пошли на уступки инвесторам. Еще весной 2011 года благодаря инициативе президента Татарстана Рустама Минниханова городские власти и Минфин Республики Татарстан снизили в Казани налог на имущество, на прибыль и земельный налог для тех компаний, которые захотят вложить средства в строительство паркингов. В результате налоговое бремя уменьшилось на 30%. Правда, данными льготами смогли воспользоваться только те компании, которые запланировали построить подземные или многоярусные парковки с максимальной вместимостью не менее 150 мест.

Изначально налоговые преференции действовали до 1 июля 2013 года, но в конце мая решением Госсовета РТ действие льгот продлено до 2026 года, кроме льгот по земельному налогу. Чтобы успеть разгрузить город перед Всемирными студенческими играми, к строительству паркингов привлекались крупные компании, такие как «Татнефть», банк «Ак Барс», «Татэнерго» и другие. Преимущественно строительство разворачивается в центре Казани, а также вблизи станций метро и спортивных объектов. Первые восемь многоуровневых паркингов открыты на ул. Чистопольской (672 машино-места), на станции метро «Кремлевская» (57 м/м), на ул. Батурина (170 м/м), на станции метро «Горки» (220 м/м), на ул. Островского, 22 (270 м/м), в ТРК «Кольцо» (275 м/м), на пересечении улиц Астрономической и Профсоюзной (300 м/м), на ул. Островского около здания ОАО «Генерирующая компания» (100 м/м).
— В настоящее время объект на ул. Островского работает в закрытом режиме — только для сотрудников ОАО «Генерирующая компания», — пояснили в пресс-службе мэрии Казани, — завершается оформление документов по организации его работы на платной основе.

Повысить культуру автомобилистов
— Появление парковок и многоуровневых паркингов в городе, безусловно, позитивный момент, — считает руководитель ООО «Парковка.ру» Линар Шарафутдинов. — Но горожане еще не могут привыкнуть к тому, что припарковать машину нужно в специальном месте и за определенную плату. Отсюда и проблема: паркинги стоят наполовину заполненные, а то и пустуют, а люди на свой страх и риск продолжают заполонять улицы припаркованными на проезжей части машинами.
Сегодня паркинги растут ввысь, но на асфальте ситуация ничуть не меняется: дворы перегружены автомобилями.
— Проблема с парковками во дворах как была, так и осталась: вечером во дворе машину и поставить негде, и проехать невозможно, и даже пешеходам пройти негде. Тем не менее я знаю плоскостные стоянки, которые заполнены на треть или наполовину. Здесь надо воспитывать культуру автомобилистов, чтобы машины не под окнами ставили, а на оборудованных парковках, — советует председатель Всероссийского общества автомобилистов города Казани и Республики Татарстан Юрий Кулагин. Решение проблемы стоянки во дворах предлагает и Линар Шарафутдинов:
— Сегодня есть специальное оборудование европейского уровня, которое помогает разместить большее количество автомобилей на небольшом преддомовом участке. Это автоматические парковки в три ряда, пазловые и роторные парковки. Их стоимость ничуть не выше той, в которую обходится строительство обычного паркинга. На месте, где традиционная парковка может поместить три автомобиля, свободно расположатся девять. Подобные системы уже установлены и успешно функционируют в Москве и Сочи.
С недостатками в работе парковок уже столкнулись казанские автомобилисты, считает Юрий Кулагин. По его мнению, паркинги в Казани достигли европейского уровня, но есть и незначительные недоработки, которые делают парковку менее комфортной. Во-первых, не все стоянки оборудованы табло наличия свободных мест, а во-вторых, есть парковки с неудобными заездами.

Объекты в работе
К началу Универсиады и в течение года намечено открытие еще 11 паркингов. На улице Оренбургский Тракт, около здания ГИБДД (453 м/м), парковка пока работает в тестовом режиме. Завершено строительство и ведется сдача объектов на пересечении улиц Беломорской и Челюскина (376 м/м), на пересечении улиц К. Наджми и Профсоюзной (275 м/м). На Привокзальной площади (265 м/м) строительство объекта уже завершено, основные работы по благоустройству территории сквера, установке фонтана и долгожданная сдача паркинга в эксплуатацию планируются в июне. Примерно к этому же сроку намечено открытие многоуровневого паркинга самой большой вместимостью на ул. Чистопольской, около ледового дворца «Татнефть-Арена» (1205 м/м). Работы на масштабном объекте на ул. Н. Ершова рядом с ТРК «Корстон» (601 м/м) планируется завершить в июне. Тогда в городе вернется на свое место мемориальный комплекс, который пришлось демонтировать в процессе строительства паркинга. Также будет восстановлена зона Вечного огня и вход в парк им. Горького. Сама же эксплуатация объекта начнется во второй половине 2013 года. Паркинги на станции метро «Авиастроительная» (191 м/м) и на пересечении улиц Г. Камала и Московской (170 м/м) также планируется ввести в эксплуатацию до начала Игр. Остаются неизвестными сроки сдачи двух паркингов: на ул. Лазарева (252 м/м) и на ул. Чистопольской (730 м/м).

Цена вопроса
Учитывая, что основная часть паркингов и парковок, имеющихся в городе, построены либо строятся на средства инвесторов без привлечения бюджетных средств, тарифная политика стоимости машино-места определяется и устанавливается непосредственно самими инвесторами и собственниками. В последнее время некоторые объекты, работавшие бесплатно, ввели плату за свои услуги (например, парковка в ТЦ «Кольцо» и ТЦ «Миллениум»). — Строительство паркингов не всегда приносит быструю прибыль, — подтверждает директор по развитию ООО «Риэлти» («Унистрой») Искандер Юсупов. — Связано это с тем, что парковки обычно продаются ближе к сдаче дома, а большая часть после — когда люди уже обоснуются в своих жилищах. Однако для нас, например, строительство паркингов — это часть социальной ответственности компании, к тому же это элементарная забота о дольщиках, которые смогут пользоваться благоустройством территории, при этом имея место для парковки. Сегодня мы реализуем несколько десятков парковочных мест в сданных домах, а также обеспечиваем парковкой наши строящиеся объекты. Мы понимаем, что не каждый может приобрести место сразу же, с покупкой квартиры. Например, в доме по ул. Волкова, 22, мы дарим два парковочных места покупателям квартир. В то же время очевидно, что парковки — это необходимый атрибут, и тот, кто успеет купить их раньше, тот и получит комфорт для себя и безопасность для своего автомобиля. Инвестиции в строительство комфортабельных парковок в Казани, по разным оценкам, измеряются сотнями миллионов, одно машино-место обходится инвестору примерно в 300 тыс. рублей, покупка парковочного места в собственность обойдется автовладельцу в 300-500 тысяч. Естественно, не все готовы заплатить такую цену и предпочитают почасовую оплату. Сегодня средняя стоимость парковочного места в Казани составляет 30-50 рублей в час. — Данная цена едва покрывает расходы на содержание парковки, что ж говорить об окупаемости строительства паркингов, — разъясняют в мэрии города. — Поэтому введение платы является вынужденной мерой. В то же время на парковке по ул. Батурина, застройщиком которой являлось муниципальное образование, парковочные места автовладельцам предоставляются пока бесплатно, однако в скором будущем планируется установить плату и там. По мнению Юрия Кулагина, автомобилистов смущает стоимость парковки, но надо понимать, что это рынок и когда есть спрос, то и цены соответствующие. «Очень накладно ставить автомобиль на стоянку сотрудникам офисов и чиновникам, которые работают в центре города. Думаю для них необходимо продумать системы субсидий или оплату стоянки за счет работодателя», — предлагает эксперт.
Поделиться:
Логотип Вестник Поволжье
Не пропустите новые публикации.
Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен!
Не пропустите новые публикации.
Подписывайтесь на наш Телеграм-канал!