Это проявляется как в кратном увеличении объемов внутреннего туризма, так и в росте популярности всех видов путешествий. Кроме того, значительное влияние на отрасль оказывают многочисленные меры поддержки со стороны государства. Благодаря синергии интересов власти, бизнеса и населения появляются уникальные турпродукты. Обо всем этом мы поговорили с президентом Общенационального союза индустрии гостеприимства Алексеем Волковым.
Алексей Витальевич, как вы оцениваете темпы развития внутреннего туризма в России в целом и Приволжском федеральном округе в частности? О каких успехах и сложностях можно говорить?
Не станет преувеличением, если я скажу, что внутренний туризм в России сегодня переживает период бурного роста, которого не было в истории нашей страны никогда. Путешествовать по России стало модным. Посудите сами: увеличение туристического потока по Северному Кавказу составляет порядка 30% в год, по Калининградской области — около 10%, по Нижнему Новгороду — 15-20%. В Приволжском федеральном округе в целом каждый год происходит увеличение турпотока в среднем на 15-25%.
Мало того, что туристы сегодня едут повсюду (да так активно, что мы с инфраструктурой не успеваем турпоток догонять), так и этот поток стал всесезонным. Например, загрузка горных курортов на Северном Кавказе стала круглогодичной, такого раньше не было никогда. В летний сезон загрузка классических туристических направлений, таких как Москва, Санкт-Петербург, Сочи, Калининградская область, Геленджик и Анапа составляет под 90%, а горных курортов — 80%. В Кузбассе, например, летний горный курорт Шерегеш показывает четырехкратный рост туристов ежегодно. И вы же понимаете, что это не четыре туриста в прошлом, а шестнадцать в этом, нет, это большой туристический поток, обслужить который невозможно при том количестве рейсов, которые есть сегодня. Отсюда — цены на авиабилеты. К примеру, стоимость перелета из Москвы в Сочи этим летом составляла 19 700 рублей. Конечно, цены с наступлением осени стали падать, но тем не менее, сейчас билет стоит в районе 7-8 тысяч рублей за человека в одну сторону. Цифры просто космические! Та же ситуация по классическим направлениям и с отелями. Они загружены под завязку.
Помимо традиционных для туризма точек на карте становятся популярными, в том числе и благодаря программам кэшбэка, нетуристические направления, это регионы Сибири, Ленинградская область, Карелия.
Кроме того, стало модным отмечать юбилеи городов. Это дало очень хороший эффект и для Поволжья. Некоторое время назад масштабно отпраздновала свое тысячелетие Казань, недавно отметил 800-летие Нижний Новгород. И это сильно меняет инфраструктуру городов, общественные пространства, появляются новые объекты притяжения и размещения. Это влияет на территорию не здесь и сейчас, только в день празднования, праздники растягиваются на месяцы, даже на годы. В частности, Пермь отмечает с начала этого года свое 300-летие, благодаря чему город в значительной степени изменился.
Вообще многие города Поволжья преобразились до неузнаваемости. Мы помним, какой была Казань 20-30 лет назад. И видим, какая она сегодня — образцовый город и в туристическом плане, и для местных жителей. Я вообще считаю, что Казань наряду с Москвой и Петербургом является лидером по развитию туризма.
Изменились и интересы путешественников. Если раньше в Самару ехали, чтобы посмотреть на Самарскую Луку или попить пиво и поесть раков, то сегодня многие говорят о национальных парках, отмечают появление красивых набережных, новых пляжных территорий, качественной городской среды. Максимально положительными эмоциями делятся туристы, побывавшие в Уфе. Хотя раньше, еще лет 10 назад, говорить, что это туристическая дестинация, не приходилось. Все это результат работы с городской средой.
Вы сказали об огромной загрузке отелей. Наверное, сегодня этот бизнес очень привлекателен для инвесторов?
Рентабельность туристической отрасли, если мы говорим о гостиничном бизнесе, по официальным данным Ростата, в последние три года составляет от нуля до трех процентов. И если сравнить положение дел в нашей отрасли с металлургией и общепитом, то мы пока предстаем совсем в плохом свете, несмотря на всю государственную поддержку.
Дело в том, что туристический бизнес требует очень больших инвестиций, а круглогодичная загрузка сегодня есть не везде и не обеспечивает возврат инвестиций хотя бы лет за пять. Потому что в среднем, если мы говорим о хорошем отеле 4-5 звезд, это где-то 15 миллионов рублей затрат на оборудование одного номера. Даже если вы будете сильно работать над тем, чтобы сэкономить, все равно возврат инвестиций возможен только через 15-20 лет.
Поэтому гостиничный бизнес пока не очень привлекателен для инвестиций. Но на волне поддержки правительства, президента РФ в отрасль идут и крупные инвесторы, и застройщики, и металлурги. Всем сейчас интересно поучаствовать в развитии туристической индустрии, и это, конечно, сильно нам помогает.
Например, я сейчас в Приморье, где все отели загружены на 100%. И не только из-за Восточного экономического форума, который в эти даты проходит во Владивостоке, но и в целом из-за теплого моря и хорошей погоды. И этот поток туристов, мне кажется, будет только увеличиваться вне зависимости от всех внешнеполитических факторов.
Раз уж вы заговорили об этих факторах, по вашей оценке, насколько геополитическая обстановка повлияла на сферу отечественного туризма?
Первое, прежде всего, мы наконец-то начали импортозамещаться, в том числе в индустрии гостеприимства. После ухода из России международных сетей и платформ, компаний, которые обслуживали общепит, гостиничную индустрию, мы перешли к российским аналогам. И это неплохо.
Второе, мы смогли создать ряд больших макрорегиональных центров компетенций по кадрам. Три из них находятся в Поволжье, самый крупный — в Казани. Ранее, в 2018-2019 годах, когда мы только начинали создавать их как небольшие отделения, о такой альма матер для туриндустрии можно было даже не мечтать.
Третье, с учетом изменений, произошедших вследствие специальной военной операции, мы переписали в этом году Стратегию развития туризма. Та, которую принимали в 2019 году, перестала быть актуальной. В обновленный документ мы вписали уже сквозным образом через все отрасли цифровые технологии, нейротехнологии и искусственный интеллект. Прописали все вопросы, связанные с кадрами. Изменили акценты по въездному туризму. В частности, сейчас на Дальний Восток поехали китайские и корейские туристы. Это очень важный сегмент не только для этого региона, но и для Северного Кавказа, и для Поволжья.
И главное — мы перестали акцентироваться исключительно на желании посчитать все по головам и цифрам. Теперь во главе угла не количество поездок и число туристов, а экономика и социальная функция туризма — это просвещение, патриотизм, вопрос осознанности в туристическом путешествии, это экологический туризм, туризм на особо охраняемых природных территориях. Важно, что у нас появился закон об ООПТ-туризме, принят закон о сельском туризме, разработан проект «Больше чем путешествия», призванный популяризировать поездки и путешествия.
Предыдущее наше интервью состоялось полтора года назад. Оцените проведенные за это время мероприятия по развитию туризма.
Полтора года назад туризм был популярным, а сегодня он мало того что стал сверхпопулярным, так еще и разрабатываются определенные инструменты для реализации интересных турпродуктов. Например, государство стимулирует строительство модульных отелей и глэмпингов, развитие пляжной и туристической инфраструктуры, появление новых национальных, межрегиональных маршрутов и туристических троп. Стимулируется сфера классификации отелей, мы надеемся на наведение порядка в этой сфере, потому что многие из них классифицированы в стране, скажем так, с закрытыми глазами или без выезда на объект.
При этом государство озаботилось не только классификацией, но и обратной связью, то есть тем, что думают туристы о российском сервисе и российских объектах размещения. Если раньше был букинг, и мы там видели какие-то цифры, то сейчас сервисов много, но их верификация еще требует работы, объективность этих оценок иногда сомнительная.
В настоящее время большой объем нелегального сектора размещения. Необходимо навести и здесь порядок, разобравшись наконец с туржильем и гостевыми домами. Надеемся, что это будет в виде амнистии, а не в виде запрета деятельности. При условии работы этих предпринимателей в правовом поле они смогут рассчитывать на различные меры поддержки, в том числе гранты и компенсационные выплаты.
А в целом призываю всех коллег перестать у государства что-то просить, в том числе туристический кэшбэк, который сильно перегрел рынок и значительно поднял цены. Сейчас надо просто заниматься маркетингом, научиться работать с мерами поддержки, заявками, грантами, с институтами развития и банками: сегодня многие готовы давать деньги на туризм в виде кредитов или субсидий.
Как вы считаете, этой поддержки турбизнесу достаточно?
Конечно, нет. Например, Крыму с учетом текущей низкой загрузки курортов нужна дополнительная поддержка. Крым входит в межсезонье, и ему нужно если не обнуление от НДФЛ, то во всяком случае отсрочка по платежам до следующего сезона, а также реструктуризация кредитов и беспроцентные кредиты. И это касается не только Крыма, а всех мест, где есть ярко выраженная сезонность.
Почему это важно делать? Да потому, что турбизнес сегодня для многих городов и регионов стал одной из главных сфер, приносящих доходы. В Приморье, в частности, туризм стал приносить ежегодно один миллиард рублей. Это много для небольшого региона с небольшим количеством отелей.
И, соответственно, все сейчас ринулись заниматься туризмом, причем развивать не только его, но и территории в целом, вовлекать в развитие туризма другие программы и национальные проекты, такие как «Поддержка малого и среднего предпринимательства», «Демография», «Образование», «Культура», «Экспорт», «Комфортная городская среда», «Магистральная инфраструктура». Например, благодаря федеральному проекту «Комфортная городская среда» появляются классные парки, современные общественные пространства и набережные. А города, удобные для местных жителей, во вторую очередь удобны и для туристов.
Яркий пример того, как это работает, Нижний Новгород — город классный, яркий, с огромным количеством интересных событийных мероприятий. Благодаря этому он становится площадкой для туристических потоков. И местные жители сегодня понимают, что туризм — это классно, потому что, во-первых, они на этом могут заработать, а во-вторых, у них на глазах города преображаются, становятся комфортными. И вот благодаря этому пониманию возникает синергия бизнеса, местных жителей и государства, следствием которой становится создание туристически привлекательных городов.
Насколько этой цели соответствует довольно новое для нашей страны направление — создание мастер-планов развития туристических территорий? Недавно были утверждены мастер-планы четырех территорий, в том числе и Республики Татарстан. На ваш взгляд, какова ценность принятия таких документов?
Считаю, что без этого документа вообще двигаться никуда нельзя, потому что мастер-план — это руководство к действию, так сказать, картина над схваткой. Он позволяет ответить на вопросы: что, вообще, происходит, что нам нужно сделать, какой будет в итоге эффект? Именно мастер-план позволяет создать посчитанный, понятный анализ с экспертизой, коммуникацией, возможностью подведения сетей, с пониманием ситуации по земельным участкам, лесному фонду, землям сельхозназначения и т.д.
Мы привыкли привязываться к правилам землепользования и застройки, к генпланам, но все это было отдельно от туризма и развития территорий. Сегодня же благодаря инструменту КРТ, благодаря мастер-планированию мы подошли к системному развитию территорий.
То, что сегодня делается в точечных мастер-планах конкретных городов, конкретных туристических дестинаций, становится фактически рабочей документацией для инвесторов, муниципальных и региональных органов власти по развитию территорий. В частности, инвестор понимает, куда он может заходить, где нет обременений, где государство будет ему содействовать, помогать.
Я уверен, что это еще и очень важный электоральный инструмент. С помощью мастер-плана граждане получают возможность увидеть, как будет выглядеть город в будущем с учетом новых элементов застройки и комплексного развития территории. Так что это еще и хороший инструмент для диалога государства, граждан и бизнеса.
Вы упомянули об успехах в туриндустрии Казани. Насколько дальнейшему развитию территории будет способствовать развитие инфраструктуры, в частности реализация окружной инициативы «Волжское путешествие» и строительство дороги М-12 Москва — Казань?
По развитию сферы туризма в Казани, где за год турпоток вырос примерно на 30-35%, мы идем двумя путями — водным и автотранспортным. Сильным бустером для увеличения турпотока в ПФО в целом станет автодорога М-12 Москва — Казань, строительство которой находится в завершающей стадии. И параллельно развиваются водные пути, прежде всего, благодаря проекту «Волжское путешествие», который находится в стадии конкретной проработки по производству судов. В настоящее время Минпромторг совместно с Минтрансом отрабатывает инфраструктуру. И мы рассчитываем уже 2025 году получить реализованный проект.
Два этих проекта, как водный, так и автомобильный, качественно изменят целевую аудиторию, которая едет по городам на Волге в обе стороны. Можно будет комфортно добраться как до городов ПФО, так и доехать до Москвы, попутешествовать Золотому Кольцу, Ярославской и Владимирской областям.
Если бы я попросила вас назвать топ-3 региона Поволжья по развитию туризма, какие бы вы назвали? Чему могут поучиться другие регионы у субъектов ПФО?
Номер один — Казань. Это безусловный лидер по расширению причальной инфраструктуры внутри своего региона. Без автомобиля можно добраться на водном транспорте до многих точек на карте. Это пример и образец для всех остальных регионов на Волге.
Команда Башкортостана не имеет равных в работе с придорожным сервисом. Посудите сами, придорожного сервиса на дорогах общего пользования, которых сегодня 90% от числа всех дорог в стране, у нас практически нет. Башкортостан же лидирует в привлечении инвесторов в придорожку. Больше 200 объектов новых функциональных зон, мотелей, кемпингов построено только за последние два года.
Самара имеет огромный опыт в развитии событийного туризма, национальных парков, в целом ведется большая работа с ООПТ, пляжным отдыхом.
А вообще, хочу отметить, что Поволжье в целом сегодня показывает всей стране, как можно работать с разными туристическими потоками, как привлекать инвестиции — и не краудфандингом, а конкретно под большие, малые и средние проекты. Здесь, как мне кажется, земля, культурное, природное, историческое наследие уже просто идет бонусом. А главное — очень высокий уровень работы региональных команд.
Общенациональный союз индустрии гостеприимства с целью развития туризма проводит интересные мероприятия по всей стране. Чем вы занимаетесь сегодня?
Наш союз сегодня единственная межотраслевая организация, некий проектный офис, в котором мы объединяем всех, кто имеет отношение к индустрии гостеприимства. Мы обучаем команды муниципальных и региональных органов власти, учим взаимодействовать бизнес и государство в рамках контрольно-надзорной деятельности. Реализуем проекты акселераторов по привлечению государственных субсидий и мер поддержки, ликвидируем безграмотность — проектную, финансовую, юридическую субъектов предпринимательской деятельности. Это помогает привлекать гранты, субсидии, кредитные средства.
В ноябре мы проводим второй сезон национальной премии «Горы России» для горнолыжных курортов. Создана платформа «Горы России», на базе которой оказывается помощь небольшим горнолыжным курортам, чтобы они стали лучше, больше и всесезонными. Кстати, тенденция к тому, что горные курорты становятся популярными не только зимой, но и круглый год, для Поволжья тоже важна.
Отдельно отмечу, что в Оренбуржье получилось совместно с правительством реализовать проект по пляжным территориям. И мы бы хотели транслировать этот акселератор на все регионы, в том числе Поволжье.
Общенациональный союз индустрии туризма ведет уникальную работу в регионах по развитию сельского, промышленного, детского туризма. Сейчас мы запустили проект «Больше, чем семья». Хотим, чтобы семьи ездили друг к другу для продвижения семейных ценностей. И, конечно, кто, как не местные жители, может рассказать, где семье из другого региона отдыхать, где лучше разместиться, куда именно поехать.
Кроме того, на базе ключевых вузов страны мы создали научно-образовательный консорциум. Это аналитическая площадка для экспертизы, мастер-планирования, в том числе для создания Стратегии развития туризма.
Сегодня, обладая этим социальным капиталом, нашей партнерской базой, мы являемся институтом развития, но в некоммерческом секторе. И всегда рады оказать помощь и поддержку региону, городу, поселку или сообществу, пусть даже самому небольшому.
Всем хотел бы сказать: создавайте сообщества, формируйте проектные команды и никогда никого не ждите. У нас есть прекрасные примеры городов Малый Турыш, Мышкин, Углич, в которых благодаря инициативе местных предпринимательских сообществ меняется жизнь. Например, в Углич, где проживает всего 6000 человек, ежегодно приезжает 500 круизных судов. И это, как мне кажется, только начало. В Мышкине и Малом Турыше все занимаются туризмом. А началось все с инициативы одного человека. Поэтому в Поволжье с наличием его высокой базы в виде воды, лесов, истории, богатых традиций и народно-художественных промыслов нужно создавать национальные деревни, продвигать национальную кухню, сохранять традиции. За вас это никто не сделает. Нужно быть увлеченным самому. И турист к вам приедет, если он о вас узнает и если вы создадите классный туристический продукт, неважно маршрут это или событие.
А государство со своей стороны в рамках национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства» делает все возможное и на воде, и на дорогах, и на железнодорожном транспорте, где появляется все больше маршрутов, в том числе круизных. Малое и среднее предпринимательство могут с этого получать дивиденды, реализуя какие-то классные туристические проекты.