Вестник. Поволжье

В один клик

В один клик

Жители регионов Приволжского федерального округа все чаще выбирают в качестве формы обращения к властям цифровой формат

В последние годы россияне предпочитают для решения своих вопросов обращаться к властям напрямую посредством цифровой среды. Только за 2022 год число обращений жителей ПФО в соцсетях к официальным властям выросло на 200 тысяч. Это наглядно демонстрирует, что площадки в Сети для построения коммуникации в округе пользуются большой популярностью. 

В декабре 2022 года в Нижнем Новгороде состоялось заседание совета округа, где как раз обсуждалась работа органов власти по повышению социального самочувствия в регионах Приволжского федерального округа. В работе площадки приняли участие все губернаторы регионов Поволжья. В своем выступлении полномочный представитель президента РФ в ПФО Игорь Комаров подчеркнул, что люди должны знать о работе властей, максимально эффективно используя все имеющиеся инструменты, включая цифровые площадки, где они должны активно участвовать в принятии значимых решений. «Люди должны не только видеть нашу работу, но и активно участвовать в принятии важных решений, чтобы ресурсы государства использовались максимально эффективно и в соответствии с потребностями граждан, — отметил полпред. — Это касается всех сфер деятельности, в том числе создания комфортной среды, которая является необходимым условием развития территорий и создания благоприятного микроклимата. Сегодня во всех регионах ПФО растет индекс качества городской среды, что говорит об эффективной работе региональной власти». 

Качественная среда. Сегодня индекс удовлетворенности населения работой властей растет. Во многом это стало возможным благодаря активной представленности органов власти, министерств, ведомств, администраций городов и поселков в социальных сетях. Кроме того, административный ресурс регионов ПФО активно оптимизирует работу своих сайтов. К примеру, если еще лет пять назад найти сайт администрации среднестатистического населенного пункта одного из регионов ПФО с 5-10 тыс. жителей было проблематично, то сегодня такие сайты при наборе в поисковике будут находиться на топовых позициях, не говоря уже о сайтах крупных городов. На каждом сайте обязательно есть адресный блок, возможность получения обратной связи, регулярно пополняемая новостная лента, рассказывающая о событиях в поселке или городе, фото- и видеоматериалы и полезные ссылки и порталы. Например, если зайти на сайт Звениговского муниципального района Республики Марий Эл, где проживает 10,9 тыс. жителей, то можно узнать много интересного о поселках района и жизни сельчан. Или если почитать новостную ленту сайта Сармановского муниципального района Татарстана, где живет почти 10 тыс. жителей, то складывается впечатление, что это областной центр.

Сегодня о жизни каждого населенного пункта Поволжья можно узнать не выходя из дома. И что самое главное, у всех сайтов есть дублирующие новостные ленты в социальных сетях. Это удобно для пользователей: кто-то любит читать новости на сайте администрации, а кто-то предпочитает прямое общение в соцсетях, где можно обратиться с вопросом в комментариях под конкретным постом или написать сообщение. Как правило, за официальной страницей в соцсети администрации следит конкретный специалист. Такая работа давно снискала доверие жителей. Об этом говорят цифры. «По результатам социального исследования, 45% жителей Поволжья замечают обратную связь органов власти в сети Интернет, — отметил представитель экспертного сообщества, генеральный директор АНО «Диалог» Владимир Табак. — Приволжский федеральный округ является одним из лидирующих по объему работы в Сети. В 2022 году количество обращений граждан ПФО посредством соцсетей выросло на 200 тысяч. Это свидетельствует о росте запроса жителей на коммуникацию на этих площадках. 45% — это очень высокий показатель, добиться которого можно было только благодаря высокой вовлеченности глав регионов и совместной работе власти и Центра управления регионом».

В один клик

Регионы в эфире. Владимир Табак также назвал важным новым форматом прямые эфиры представителей власти всех уровней в социальных сетях. По его словам, это помогает выявить и преодолеть проблему обратной связи и открытости органов власти на муниципальном и региональном уровнях. Работа по активизации обратной связи между органами власти и населением помогает принимать более эффективные управленческие решения. И, действительно, эта работа уже дает свои результаты. В последнее время главы регионов ПФО стали проводить прямые линии на регулярной основе, причем с обязательным присутствием руководителей муниципалитетов, ведомств, различных административных подведомственных структур. Такой формат дает возможность решить тот или иной вопрос тут же онлайн. К примеру, глава Удмуртии Александр Бречалов впервые провел прямую линию в расширенном формате в декабре 2021 года, когда к эфиру были подключены руководители министерств и главы муниципалитетов. Вопросы жителей региона касались транспорта, тарифов на проезд, здравоохранения, уборки улиц, ЖКХ, то есть наиболее сложных вопросов, которые не всегда быстро находят решение при традиционном обращении. Во время прямой линии у главы региона есть возможность напрямую адресовать вопрос жителей ответственному ведомству, причем персонально, ответ на который должен быть дан в прямом эфире, либо глава дает поручение о решении вопроса с обозначением даты контроля его выполнения.

Главы муниципалитетов и ведомств присутствовали на прямой линии и с губернатором Ульяновской области Алексеем Русских, что также дало возможность жителям задать насущные вопросы и получить информацию о том, когда они будут решены. Глава Марий Эл Юрий Зайцев в рамках последней прямой линии также онлайн дал поручения ответственным должностным лицам и ведомствам решить проблемы, на которые во время прямого эфира обратили внимание жители.

О реальной эффективности такой работы говорит и прямая линия губернатора Кировской области Александра Соколова, которая состоялась в апреле 2023 года на площадке «ВКонтакте». Вопросов, как всегда, было много — получается, населению такой формат общения пришелся по вкусу. На вопрос о смене часового пояса — переводить или не переводить часы — глава области ответил предельно ясно. «По этому поводу было проведено социологическое исследование, которое показало, что 21% опрошенных считает, что переводить время нужно, а 65% — не нужно, — пояснил во время прямой линии Александр Соколов. — Поэтому пока вопрос о переводе не стоит, но мы вернемся к нему осенью этого года».

Вопросы газификации звучат практически во всех прямых эфирах глав регионов, и Кировская область не стала исключением. Александр Соколов сообщил, что уточненная программа по газификации области уже подписана, и назвал все муниципалитеты, которые будут газифицированы. Жители этих районов из первых уст услышали, что газификация их домов стоит на повестке дня, и работы уже идут. В этом и есть главный плюс прямого общения с жителями. Есть вопрос — есть ответ!

Прямая линия с главой региона — хоро­шая возможность узнать, когда будут построены или отремонтированы дороги. К примеру, в декабре прошлого года глава Мордовии Артем Здунов на площадке Центра управления регионом провел прямую линию, которая транслировалась на местных каналах и в интернете. За полтора часа трансляции поступило более 350 вопросов от жителей региона, которые касались состояния дорог, ЖКХ, благоустройства территорий. «Данные по обращениям жителей в интернете, которые собирает ЦУР и направляет к нам, всегда учитываются при принятии решений, — поведал Артем Здунов. — В Саранске на основе таких сообщений решили ряд вопросов с уличным освещением, ремонтом дорог, оптимизацией маршрутов общественного транспорта».

Центр тяжести сместился. Сего­дня в Сети можно найти множество площадок, которые как нельзя кстати подходят для информирования населения о работе администраций, о реализации социально значимых программ и т.п. Причем есть площадки, которые не просто рекомендованы для работы, а закреплены официально с учетом непростой геополитической ситуации. Площадки, оптимально подходящие для прямого общения с населением, — соцсеть «Одноклассники», которая считается наиболее нейтральной платформой, несмотря на узкую направленность, соцсеть «ВКонтакте», нарастившая аудиторию только за прошедший год почти на 25%. А также это «Яндекс.Дзен», который сейчас активно используется как информативный ресурс, и новый «Рутуб» — обновленный российский видео­хостинг, который активно наполняется контентом и используется административным ресурсом в качестве площадки для взаимодействия с населением. Но самым популярным в среде министерств и ведомств сегодня является «Телеграм». Каналы с бумажным самолетиком есть у всех 14 субъектов ПФО. Каналы регулярно пополняются и имеют достаточно большую аудиторию.

В один клик

Администрация 2.0. Однако работу на официальных сайтах никто не отменял, наоборот, региональные порталы органов власти становятся похожими больше на цифровую администрацию, где можно решить любой вопрос или найти нужную информацию.

Очень удобен сайт правительства Башкирии. При переходе сразу открывается блок с иконками портала госуслуг, где можно проверить штрафы, записаться к врачу, заплатить налоги, оформить ребенка в детский сад и др. Сразу видно, что для удобства пользователей продумали каждую деталь.

На сайте правительства Татарстана большими буквами обозначена кнопка «Интернет-приемная». Но кнопок перехода на соцсети так найти и не удалось, хотя подписчиков в официальной группе в ВК правительства Татарстана почти 115 тысяч.

А вот на сайте правительства Кировской области все кнопки перехода на соцсети на самом видном месте. В ВК группа имеет свыше 116 тыс. подписчиков, в «Телеграм»  — почти 2 тыс. участников.

Кнопки для перехода в соцсети ВК и ОК есть на сайте правительств Марий Эл, а также Оренбургской области. Почти треть главной страницы отведено под блок для электронных обращений граждан, что очень удобно, а лента новостей дублируется на страницах в соцсетях.

Приятно удивил сайт правительства Мордовии. Помимо традиционных кнопок, есть и кнопка, отправляющая на рутуб-канал, где можно увидеть достаточно интересные ролики о регионе.

Очень по-современному смотрится сайт флагмана ПФО — Нижегородской области. В ВК и ОК открыта страница губернатора региона Глеба Никитина. Новостная лента в основном состоит из прямых эфиров и телерепортажей о событиях, происходящих в регионе.

Кстати, нижегородский губернатор имеет и свой телеграм-канал, здесь у него почти 34 тыс. подписчиков.

Сайт Пермского края, помимо традиционных соцсетей, добавил еще переход на сайт ютуб-канала, где также размещены видеролики, рассказывающие о крае. В ВК у Пермского правительства 158 тыс. подписчиков, в телеграм-­канале губернатора Дмитрия Манохина — 13,9 тыс. фоллеверов и очень активная лента новостей.

67 тыс. подписчиков на официальной странице в ВК правительства Пензенской области. Сайт у региона солидный, лента новостей пополняется регулярно, и дублируется в соцсетях. Кстати, с удовольствием посмотрели фильм о Пензенской области на его рутуб-канале.

На сайте правительства Чувашии можно узнать, как развивается регион, какие программы реализуются, каких успехов достигли. На страничке в ВК у главы региона Олега Николаева более 67 тыс. подписчиков и довольно большое количество комментариев под постами, это значит, жителям небезразлично, чем живет сегодня Чувашия.

Интересен переход с сайта правительства Самарской области на отдельный портал «Карта жителя Самарской области», где можно найти важную для жителей социальную и справочную информацию, войти на специальные сервисы карты жителя, задавать вопросы и получать ответы. Такое решение можно смело брать на заметку.

Группа в ВК правительства Саратовской области насчитывает 95 тыс. подписчиков и 68 тыс. — в ОК. Кстати, именно в «Одноклассниках» группа выглядит довольно привлекательно: посты, которые здесь размещаются регулярно, получают хороший отклик.

Новостная лента правительства Удмуртии дублируется на официальных страницах в ВК и ОК. Почти 10 тыс. подписчиков у телеграм-канала главы региона Александра Бречалова, которые довольно активно комментируют все его публикации. Например, пост о начале строительства нового терминала аэропорта собрал свыше 100 откликов и комментариев с пожеланиями от жителей.

Более 10 тыс. читателей страницы губернатора Ульяновской области Алексея Русских в ОК и столько же в ВК.

А посты набирают огромное количество просмотров, как, например, интервью главы региона о строительстве ТЮЗа, второго корпуса лицея № 100 и театрального сквера набрало свыше 7,5 тыс. просмотров и 59 комментариев.

Нельзя не отметить тот факт, что все региональные административные сайты ПФО и их страницы в соцсетях имеют мобильную версию в приложениях, что очень удобно для тех, кто хочет больше знать все о своем крае, области или республике, читая новости в мобильном приложении, стоя на остановке или сидя за столиком в уютном кафе. И это тоже объединяет людей в стремлении сделать жизнь в своем регионе лучше.

Поделиться:
Логотип Вестник Поволжье
Не пропустите новые публикации.
Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен!
Не пропустите новые публикации.
Подписывайтесь на наш Телеграм-канал!