Все эксперты как один прогнозировали, что последствия тех шоков, которые российский рынок труда испытывал в прошлом году, в полной мере дадут о себе знать в 2023 году. Но, несмотря на турбулентное время, отечественная экономика продолжает показывать необыкновенную гибкость, и предсказания об остром кризисе так и не сбылись. Журнал «Вестник. Поволжье» разобрался, какие риски и тенденции стали главными на рынках труда в регионах ПФО.
Общая картина. По данным Росстата, сегодня в Приволжском федеральном округе уровень занятости лишь на 0,5% отстает от общероссийского показателя и составляет 59,5%. Традиционно самая лучшая ситуация в регионе с хорошо развитой многоотраслевой экономикой — в Татарстане (62,6% по уровню занятости). В аутсайдерах — Башкирия и Марий Эл. С зарплатами примерно та же ситуация: по итогам 2022 года в среднем в ПФО получают 45 733 рубля, больше всех зарабатывают татарские работники (52 789 рублей), а работники в Марий Эл могут рассчитывать лишь на 39 138 рублей. При этом, несмотря на экономическую турбулентность, динамика по зарплатам только улучшается: в среднем в ПФО в 2022 году получали на 6000 рублей больше, чем в 2021 году. Например, рекордсменом по росту зарплат стала Мордовия, где средний показатель увеличился на 17,5%, хотя средняя зарплата остается одной из самых низких в ПФО и сейчас составляет 39 758 рублей. А наименьший рост (0,3%) показала Пензенская область, где средний заработок составил 40 197 рублей.
По данным исследования окружного отделения рекрутинговой компании HeadHunter, с началом февральских событий в 2022 году работодатели будто «замедлились», и предложений стало заметно меньше. Резкий спад в ПФО произошел в марте, когда количество вакансий сократилось на 15% по сравнению с февралем. Но постепенно предприятия стали адаптироваться к новой реальности, государство предложило им меры поддержки, и уже к лету ситуация стабилизировалась. Так, в июне вакансий стало больше на 12% по сравнению с маем.
Иная ситуация была с соискателями: граждане активнее размещали резюме, причем работодатели чаще всего отказывали кандидатам по причине несоответствия навыкам и квалификации (58% от общего числа всех отказов). Но, вероятно, объявленная частичная мобилизация и последовавшие за ней волны релокации внесли свои коррективы, и компании стали гораздо лояльнее к кандидатам. Например, сейчас в ПФО 56% готовы взять на работу кандидатов без опыта и закрепить за ним наставника, а еще 37% предлагают стажировку. По понятным причинам многим работодателям пришлось отказаться от гендерных и возрастных стереотипов.
И если в прошлом году работодатели еще не торопились поднимать заработную плату, то сейчас зарплатные предложения по вакансиям в среднем выросли на 7 234 рубля по сравнению с началом 2022 года (44 748 рублей — в январе 2022 года, 51 982 рубля — в январе 2023 года). По версии HeadHunter, среди самых высокооплачиваемых сфер сегодня в Поволжье оказались топ-менеджмент, маркетинг и PR, инсталляция и сервисное обслуживание, а также производство. Но, как следует из аналитики госстатистики, лучше всех себя чувствуют работники банковского и страхового секторов, наиболее пострадавших от санкций. Причем разброс по заработку довольно большой: если в Пермском крае они получают 76 тыс. рублей, то в Кировской области почти 58 тыс. рублей, что тоже является самой большой зарплатой в регионе. Намного выше средней зарплаты получают представители профессий, связанных с информацией и связью. Как правило, это люди, работающие в IT-сфере, программисты, экономисты. Самый большой доход у них в Татарстане — порядка 90 тыс. рублей. На третьем месте среди самых высокооплачиваемых профессий в ПФО — работники, занятые в сфере добычи полезных ископаемых.
Кадровый голод на фоне безработицы. Еще одна тенденция на рынке труда в ПФО (характерная, впрочем, и для других федеральных округов) — это несоответствие между спросом и предложением. То есть в одних регионах есть предложения, но нет подходящих специалистов, в других — нет рабочих мест для готовых специалистов. Глава Минтруда Республики Татарстан Эльмира Зарипова по этому поводу замечает: «Мы должны констатировать тот факт, что безработица носит структурный характер, и низкий уровень безработицы не повод для нашего успокоения. В настоящее время мы наблюдаем несоответствие между спросом и предложением как с точки зрения профессионально-квалификационной ситуации, так и с точки зрения территориальной потребности».
В Татарстане сегодня действительно ощущается кадровый голод по ряду специальностей, и это не удивительно, учитывая тот факт, что граждан этой республики чаще остальных жителей Поволжья приглашают на работу в зарубежные компании. Согласно исследованиям специалистов HeadHunter, сегодня здесь наблюдается высокий спрос на квалифицированных рабочих (0,7 резюме на одну вакансию) и производственников, линейный персонал. Кадровый дефицит наблюдается и в сфере «Домашний персонал» (на одну вакансию приходится 0,1 резюме). Похожая ситуация в банковском секторе, лизинге и рабочем персонале (на одну вакансию — 0,7 резюме) и добыче сырья (0,8). То есть во всех этих сферах предложений сегодня больше, чем резюме, и компаниям крайне непросто подбирать персонал. Нормальный для рынка труда уровень конкуренции за рабочие места наблюдается только среди юристов — здесь на одну вакансию приходится 5,1 резюме. В среднем же в Татарстане на одну вакансию приходится 3,7 резюме. Для сравнения: во всем Поволжье этот показатель — 3,8, в целом по России — 4,3, хотя нормой для рынка труда считается 5-6 резюме на одну вакансию.
Самая высокая конкуренция среди соискателей в ПФО — в Самарской области. Здесь на одну вакансию приходится в среднем 4,4 резюме. Но тут, как и в Татарстане, наблюдается острый дефицит сотрудников в сфере гостеприимства: здесь на 10 вакансий приходится одно резюме. Похожая ситуация в добыче сырья (0,8), медицине и фармацевтике (0,9) и поиске квалифицированных рабочих кадров (1 к 1). В Нижегородской области ситуация примерно та же самая, но, помимо вышеуказанных сфер, дефицит работников наблюдается еще и в индустрии фитнеса и красоты (на одну вакансию 0,8 резюме).
Что касается соискателей, то все чаще они предпочитают работу вне офиса. Только за март 2023 года доля откликов на вакансии с дистанционным или гибридным форматом работы в Поволжье составила 21%. «Мы проводили опрос среди соискателей, который в очередной раз подтвердил, что на первом месте остается заработная плата, однако это далеко не единственный фактор, который влияет на выбор будущего места работы, — комментирует главный эксперт hh.ru по рынку труда, руководитель направления клиентской эффективности Наталья Данина. — Сегодня для соискателей важно месторасположение компании: многие хотят работать рядом с домом или так, чтобы, например, было удобно отводить ребенка в детский сад. Кроме того, все большую ценность в глазах соискателей приобретает возможность проходить обучение внутри компании и развивать свои профессиональные навыки».
Однако, например, в Самарской области приоритеты кандидатов распределились так: заработная плата на уровне рынка, денежные премии важны для 93% опрошенных, и это самый высокий показатель в Поволжье.
Пути решения проблемы. Проблемой нехватки кадров озаботились окружные власти. В марте на заседании ассоциации законодательных органов власти субъектов РФ Приволжского федерального округа было объявлено, что в 2023 году Поволжью не хватает не менее 300 тыс. квалифицированных рабочих. Для решения этой проблемы парламентарии предлагают создать единую площадку с мониторингом региональных рынков труда, а также систему распределения выпускников вузов и ссузов по аналогии с той, что была в советское время. «Сегодня необходимо объединять усилия бизнеса, госвласти, учебных учреждений для того, чтобы совместно реализовывать программу по подготовке квалифицированных кадров, — считает Евгений Люлин, председатель Заксобрания Нижегородской области. — Ее нужно реализовывать срочно, и принимать решение требуется на всех уровнях в самые короткие сроки».
Высшие учебные заведения ПФО также активно включились в обсуждение проблемы. В феврале состоялся Совет ректоров вузов ПФО, на который также были приглашены замполпреда Алексей Кузьмицкий и заместитель Минобрнауки РФ Дмитрий Афанасьев.
Алексей Кузьмицкий рассказал, что аппарат полпредства президента РФ в ПФО с августа 2022 года ведет системный мониторинг и контроль за привлечением дополнительных работников в регионы на предприятия, испытывающие кадровый голод. «Сегодня крайне важно на уровне конкретного вуза выстроить оптимальное взаимодействие с предприятиями в целях подготовки под их потребности специалистов с высшим образованием. Для этого требуется внести определенные корректировки по различным направлениям деятельности, в том числе обеспечить более тесное сотрудничество», — заявил замполпреда.
Замминистра в свою очередь отметил, что сегодня перед вузами стоит несколько приоритетов: удовлетворение текущей потребности предприятий (в основном за счет студентов, для которых следует расширять практическую подготовку и при необходимости формировать индивидуальные планы); содействие трудоустройству выпускников 2023 года (следует активно проводить информационную работу и различные карьерные мероприятия); корректировка и формирование контрольных цифр приема на новый учебный год (вузам необходимо совместно с региональными органами власти определить количество требуемых специалистов по различным направлениям).
Особое внимание было уделено и вопросам школьного образования. Спикеры сошлись во мнении, что школам необходимо вести системную работу по профориентации, создавать инженерные классы и ресурсные центры, а также повышать уровень подготовки по физике, математике и химии. Отдельно отмечена необходимость увеличения числа выпускников, сдающих ЕГЭ по физике. Для этого в школах должна проводиться информационная работа о перспективах трудоустройства и карьеры на предприятиях инженерно-технической сферы.