Вестник. Поволжье

Александр Ткачев: «Если наши западные партнеры считают, что санкции отбросят нас на много лет назад, то они глубоко ошибаются»

Александр Ткачев: «Если наши западные партнеры считают, что санкции отбросят нас на много лет назад, то они глубоко ошибаются»

В апреле 2015 года президент РФ Владимир Путин назначил губернатора Краснодарского края Александра Ткачева министром сельского хозяйства России.

На встрече с Ткачевым Путин поручил ему сосредоточиться на решении проблемы импортозамещения и отметил, что сельское хозяйство — это важнейшая отрасль российской экономики.

Развитие АПК
— Справедливости ради я хочу сказать, что возрождение села началось не сегодня и не полгода назад, когда случился кризис и санкции. Сейчас, может, многие уже забыли, но 5-7 лет назад был нацпроект «Развитие АПК». Тогда было много споров, обсуждений, зачем это нужно, зачем деньги тратятся. Но благодаря нацпроекту по свинине и мясу птицы мы сегодня уже вышли на 90-процентный уровень самообеспечения. Напоминаю, что 15 лет назад американские окорочка тут «летали» вовсю, и нам казалось, что мы без них не проживем. Нас убеждали, что мы вообще не сможем произвести молоко, мясо и другие необходимые товары, что все это нужно завозить. Сегодня сыграли, как мне кажется, ключевую позитивную роль два фактора: санкции и девальвация, которая во многом сделала устойчивым спрос на продукты, произведенные в России, и господдержка. Благодаря начатым несколько лет назад нацпроектам по некоторым видам продукции мы уже достигли уровня импортозамещения.

По овощеводству, фруктам, ягодам, говядине, молоку нам предстоит еще достаточно сложный путь — от пяти до 11-12 лет. Я думаю, что, как и в нацпроектах, главное — это то, что мы уже начали, составили «дорожную карту», есть средства, есть понимание. Пройдет еще семь лет, и мы скажем, что полностью кормим себя. Разве это не радость, разве это не победа? Это революция в нашем сознании: Россия накормит собственный народ, и это будет качественная, экологически чистая, понятная нам продукция. У нас есть все климатические зоны, мы можем производить все, кроме бананов, апельсинов, лимонов и фиников.

Обеспечение на уровне
— По таким видам продовольствия, как свинина, мясо птицы, мы закроем в течение двух-трех лет полностью потребление за счет отечественного производства. Что касается молока, молочного животноводства, то здесь ситуация посложнее, потому что тема более запущенная. По нашим оценкам, на это потребуется при серьезных вложениях и дотациях порядка 7-10 лет. Что касается овощей и фруктов, то на программу импортозамещения в этом сегменте может уйти от трех до пяти лет. Планы по сбору урожая зерна прежние: в этом году в министерстве рассчитывают на 100 млн тонн. При этом 40-45 млн будет получено от озимого клина. Мы ставим задачу в этом году получить не менее 100 млн тонн зерна, порядка 9 млн тонн подсолнечника, 37 млн тонн сахарной свеклы, сои — 2,5 млн тонн, картофеля — 31 млн тонн, овощей — более 15 млн тонн.

Юг России
— Совершенно очевидно, что юг нашей страны — и Крым, и Кубань, и кавказские республики, и Ростовская область, и Ставрополье — по всем данным обязаны кормить страну овощами, витаминами. Там срок созревания быстрее, рентабельность значительно выше. Зачем выращивать все это на других территориях, где климат гораздо жестче? В стране все нужно развивать по приоритету, по возможностям и по потенциалу: на юге — плоды, овощи, фрукты. В Москве вы услышите «крымское яблоко» или, например, «кубанский огурец», и это же сразу хочется попробовать, правильно? «Дагестанский стейк» или «баранина астраханская» или «калмыцкая» — почему нет? Это же бренды, и так во всем мире. Эта продукция должна идти в мегаполисы, тут она востребована, и она на самом деле качественная.

С поддержкой от государства
— Те инструменты господдержки, которые есть у нас сегодня, — это во многом западная модель, мы многое переписали оттуда. Сейчас у нас есть поддержка на гектар земли и возмещение капитальных вложений для инвесторов из федерального бюджета. О таком раньше и не мечтали. Самое главное — чтобы в стране была политическая стабильность, правила игры и работы были предсказуемы, понятны для всех абсолютно. И наконец, чтобы был устойчивый спрос на нашу продукцию, это самое главное. Стимул для любого сельхозтоваропроизводителя — это что? Мой продукт покупается, мою свинину или говядину ждут на рынке, ее хотят увидеть, а значит, я произвожу не зря, я смогу взять кредит, произвести, продать, вернуть кредит
и еще что-то заработать. Поэтому зачем придумывать велосипед? Все в мире уже придумано. Давайте идти этим путем, и мы накормим собственный народ.

Продэмбарго
— Список продукции, на ввоз которой может быть наложен запрет в рамках ответных санкций, может быть расширен. Правда, это стоит делать только в случае, если отечественные производители смогут заместить выпадающий импорт. Я считаю, что мы рано или поздно внесем предложение по этим продуктам. Но сегодня это делать нецелесообразно. В частности, речь идет о кондитерских изделиях, рыбных консервах, цветах. При принятии решения правительство руководствуется интересами потребителей и наших производителей, следовательно, если отказаться от ввоза продукции, которую мы не сможем заместить своими силами, то смысла в запрете нет. Дефицитный товар все равно будет просачиваться в Россию незаконно, а цена на него вырастет втрое. Вопрос о запрете на ввоз в Россию импортного вина также обсуждается, но рынок и потребители к нему сейчас не готовы. То же касается и эмбарго на поставки зарубежных кондитерских изделий. Россия не производит сейчас вина в достаточном для удовлетворения потребностей потребителя объеме. Я считаю, что если замещать, то эволюционным путем эти виды продукции, где мы еще не доминируем. Эти вопросы обсуждаются, но сегодня еще не время, надо продумать все тщательно и, конечно, все проанализировать и просчитать.
Поделиться:
Логотип Вестник Поволжье
Не пропустите новые публикации.
Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен!
Не пропустите новые публикации.
Подписывайтесь на наш Телеграм-канал!