Вестник. Поволжье

Модернизация против кризиса

Модернизация против кризиса

Российские производители обновляют технологические мощности и осваивают новые рынки

Правительство России в непростых для страны экономических условиях делает ставку на модернизацию экономики. 10 млрд рублей будет выделено из федерального бюджета на реализацию проектов в рамках национальной технологической инициативы. Средства пойдут в том числе на модернизацию и развитие самых перспективных направлений российской промышленности.

Об этом заявил премьер-министр РФ Дмитрий Медведев на последнем заседании президиума совета по модернизации экономики. Приоритет отдадут инновационным проектам. В частности, таким, которые касаются обеспечения безопасности воздушного пространства, морской навигации, судостроения, освоения ресурсов мирового океана, космических технологий. Насколько оправдана подобная политика российского правительства, поддерживают ли курс на модернизацию регионы и действительно ли внедрение новых технологий помогает компаниям не упасть на фоне стагнации экономики?

Больше инвестиций — сильнее бизнес
Производственный холдинг «Мотовилихинские заводы» — старейшее из действующих предприятий Урала градообразующее предприятие Перми и единственный в стране серийный артиллерийский завод полного цикла. В разгар Великой Отечественной это производство было одним из самых инновационных в стране. И сегодня холдинг сохраняет новаторские традиции, производя передовые артиллерийские системы, нефтепромысловое оборудование и металлургическую продукцию, в том числе артиллерийские и реактивные системы залпового огня, которые не имеют аналогов в мире. «Мотовилиха» оказалась устойчивой к обоим кризисам. За последние несколько лет здесь провели модернизацию цехов, закупили современное оборудование, благодаря чему объем госзаказа для предприятия постоянно растет. По словам генерального директора ПАО «Мотовилихинские заводы» Юрия Клочкова, в 2011 году на заводе был создан участок производства артиллерии, станки для которого были изготовлены ведущими станкостроительными компаниями мира из Германии, Японии, Швейцарии и некоторых других стран. «Положительно на работе завода сказывается наличие гарантированных заказов на два-три года вперед как по специальному, так и по гражданскому направлению, — поясняет господин Клочков. — Благодаря этому кризис не оказывает особого влияния на предприятие. В 2016 году «Мотовилихе» предстоит произвести продукции на 18-25 млрд рублей — в 2-3 раза больше, чем мы сделали в 2014 году (8,577 млрд руб.)».

Нынешний кризис показал, что российский бизнес в целом достаточно устойчив по отношению к внешним шокам. Многие предприятия в сложных условиях смогли не только выжить, но и увеличить долю рынка. Шансы на успех оказались выше у крупных предприятий, которые занимаются реструктуризацией и модернизацией своего бизнеса, отмечает профессор кафедры экономического анализа организаций и рынков НИУ ВШЭ Борис Кузнецов. Это предприятия, ведущие активную инвестиционную политику: проводившие реструктуризацию и модернизацию своих производств до начала кризиса, инвестировавшие в обновление основных фондов и оборудование.

«Безусловно, любая сложная и кризисная ситуация заставляет предприятия искать пути снижения издержек и повышения качества своей продукции. А добиться этого без серьезной модернизации производства, без обновления основных фондов невозможно, — отмечает главный управляющий директор ООО «НОВОГОР-Прикамье» Владимир Глазков. — Поэтому любой компании, которая хочет с минимальными потерями пройти кризис, необходимо серьезно инвестировать в модернизацию. И лучше это делать в относительно благополучные времена, когда денег в экономике объективно больше. «НОВОГОР» пошел
именно по такому пути, успев реализовать основные инвестиционные проекты в докризисный период». «Повышение эффективности производства всегда было самым лучшим рецептом преодоления любых экономических проблем. Это особенно актуально для отечественных энергетических компаний, которые в последнее время сталкиваются с планомерным снижением спроса на свои основные продукты — электрическую и тепловую энергию, — уверен генеральный директор группы «Т Плюс» Борис Вайнзихер. — Группа «Т Плюс» наращивает эффективность бизнеса за счет модернизации парка действующих генерирующих мощностей и введения в строй новых современных энергоблоков. В 2014 году в рамках инвестиционной программы компании были осуществлены пуски восьми крупных объектов суммарной мощностью 1470 МВт в Удмуртии и Чувашии, Владимирской, Кировской, Нижегородской областях и в Пермском крае. В 2015 году будет завершено строительство еще двух объектов».

Модернизация против кризиса
Несмотря на сложную экономическую ситуацию, уверенно держится на плаву и один из флагманов российского автомобилестроения Горьковский автозавод. В первую очередь потому, что предприятие не прекращает работы по модернизации производства и обновлению модельного ряда. На московской выставке «Импортозамещение-2015» нижегородцы презентовали пикап на базе «ГАЗона-Next». Двухрядную кабину грузовика облагородили обвесом, хромированными дугами, колесными дисками и зеркалами. Сзади пристыковали симпатичный пластиковый кузов, отлично маскирующий «ГАЗон» под легковой пикап. Пока машина создана в единственном экземпляре, но если будет интерес, то компания готова наладить серийный выпуск. «В 2014 году на Горьковском автозаводе освоено производство автобуса нового поколения «ГАЗель Next» и среднетоннажного грузовика «ГАЗон Next». Получено единое европейское одобрение типа транспортного средства, которое позволяет продавать эти автомобили в странах Европейского союза. Активные переговоры о дистрибуции продукции Горьковского автозавода ведутся с потенциальными партнерами еще в 30 государствах», — отмечает министр промышленности и инноваций Нижегородской области Владимир Нефедов.

По словам министра, основные тенденции развития отрасли заключаются в стимулировании процесса импортозамещения с целью создания собственной автокомпонентной базы, в трансфере современных технологий, повышении конкурентоспособности российской продукции на мировом и внутреннем рынке и в обеспечении кадрового потенциала, необходимого для развития отрасли.

По оценке Минпромторга России, в случае реализации продуманной политики импор-тозамещения к 2020 году можно рассчитывать на снижение импортозависимости по разным отраслям промышленности с уровня 70-90% до уровня 50-60%, а в ряде отраслей возможен выход на более низкие показатели.

Взаимовыгодная дружба
Татарстан сегодня расширяет сотрудничество с китайскими компаниями. В рамках недавнего визита в Поднебесную президент Татарстана Рустам Минниханов предложил китайской Dongfang Electric принять участие в модернизации энергомощностей республики. «У нас в республике есть предприятия, построенные 50 и более лет назад. Сегодня они требуют масштабного обновления. Сейчас в Татарстане идет большая работа по модернизации мощностей. Ваши возможности и опыт в данной области очень интересны для нас», — заявил Рустам Минниханов на встрече с президентом и исполнительным директором компании Dongfang Electric Corporation Веном Шугангом в рамках рабочего визита в Китай.

Модернизации была посвящена и другая встреча — с представителями машиностроительной компании Push Ningjiang Machine Tool. На ней Рустам Минниханов отметил, что вариантом вхождения компании Push Ningjiang Machine Tool на рынок Татарстана может быть участие в модернизации машиностроительных заводов республики. «Мы обсудим варианты модернизации наших машиностроительных предприятий с привлечением вашей компании. Рынок России огромный, но разработка специализированных станков ведется недостаточно активно», — пояснил Минниханов.

Одним из самых громких проектов отечественного автопрома обещает стать производство автомобилей марки Hawtai на КАМАЗе, который, в свою очередь, наладит сборку грузовиков на мощностях своего партнера в Китае. Крупнейший российский производитель грузовиков договорился с китайской Hawtai Motor о создании новой компании, которая займется выпуском и продажами легковых автомобилей Hawtai в России и грузовой техники КАМАЗ в Китае. Российская компания рассчитывает продавать в КНР около 50 тыс. грузовых автомобилей.

Амбициозные планы автогиганта вполне реалистичны. ОАО «КАМАЗ» последние несколько лет ускоренными темпами проводил модернизацию производства выпускаемых грузовиков и намерен продолжить программу, которая в дальнейшем позволит ему занять лидирующие позиции на рынке грузовой техники. Один из последних примеров — современный цех по сборке кабин нового образца для магистральных тягачей 5490 — лучшего коммерческого грузовика в России. Цех с 24 рабочими способен выпускать до 40 кабин за смену, или 10 тыс. кабин в год. Если в декабре 2013 года на КАМАЗе начали собирать новую кабину из крупных узлов, то новая линия позволила собирать ее из мелких деталей: вместо шести крупных комплектов на завод поступают 174 небольшие детали. Немецкий акционер КАМАЗа — Daimler — поставляет каркасы кабины. Благодаря повышению локализации до 40% КАМАЗ экономит на каждой кабине по 2 тыс. евро, рассказал генеральный директор ОАО «КАМАЗ» Сергей Когогин. «На треть снижается стоимость комплектующих, на две трети — стоимость упаковки, транспортные расходы и таможенные пошлины сокращаются на 25%, — сообщил он. — В 2014 году рынок грузовой техники упал на 24%, но КАМАЗ потерял лишь 16,8%, автозавод увеличил долю на падающем рынке с 41% до 46%. Результаты даже лучше, чем были обозначены в текущем бизнес-плане».

Укрепить производство
Модернизация промышленных и сельскохозяйственных предприятий — залог их конкурентоспособности и устойчивости к экономическим потрясениям, уверен министр экономического развития Пермского края Леонид Морозов. Однако внедрение новых технологий предприятий — процесс затратный, требующий серьезных инвестиций и господдержки.

«У нас много компаний, которые инвестируют в свое производство, особенно это относится к тем предприятиям, которые работают в сфере добычи и в машиностроении, — отмечает Леонид Морозов. — Но очевидно, что здесь должна быть поддержка со стороны государства. Для этого мы создали специальный Совет по модернизации экономики и инновационному развитию при Минэкономразвития Пермского края и сейчас готовим резолюцию в части модернизации нашей экономики. Ведь что значит это понятие? Модернизация — это не просто станок поменять. Для того чтобы поменять станок, должен быть человек, который будет за этим станком работать. Поэтому модернизация должна быть комплексной, начиная со станков и заканчивая кадрами».

В необходимости господдержки процесса модернизации крупных предприятий уверены и другие региональные чиновники. Своевременное переоснащение — это только один из факторов устойчивого развития промышленного производства, уверен и.о. министра промышленности и торговли Удмуртской Республики Виктор Лашкарев. Немаловажную роль здесь играет и востребованность продукции конкретной отрасли на рынках, во многом зависящая от развития смежных отраслей. «Сегодня в «Росатоме», в топливной компании «ТВЭЛ» и входящем в их состав АО «ЧМЗ» делают ставку на развитие неядерных бизнесов. Это важно и для развития экономики Удмуртии, поскольку неядерное направление составляет почти половину итоговой выручки предприятия. На площадке АО «ЧМЗ» активно развивается отраслевой центр металлургии, растут объемы производства титана и его сплавов для предприятий авиационной промышленности и судостроения. И это правильно, так как на рынках судостроения и авиации востребована титановая сварочная проволока, — рассказывает Виктор Лашкарев. — В 2012 году на ОАО «Ижсталь» завершена реализация крупномасштабной программы технического перевооружения, включающей в себя коренную реконструкцию сталеплавильного производства и модернизацию прокатных мощностей. После проведенной масштабной реконструкции производственных мощностей предприятие обладает комплексом оборудования для производства всего спектра марок стали, в том числе конструкционных углеродистых, конструкционных легированных, подшипниковых, пружинных, нержавеющих и сталей повышенной обрабатываемости. Запущены в производство новые виды проката для предприятий оборонного комплекса, авиа- и ракетостроения».

Из сырьевой — в инновационную
«Несомненно, что кризисные явления приведут к необходимой модернизации отраслевой и региональной структуры, всей системы управления социально-экономическими процессами в России как посредством реструктуризации, диверсификации, финансовой поддержки со стороны государства, так и с участием механизмов отбора и конкуренции, — уверен главный научный сотрудник Института макроэкономических исследований при Минэкономразвития РФ, д.э.н. и д.т.н. Борис Райзберг. —
Но такой модернизации должен предшествовать и должен сопровождать ее набор антикризисных мер, проводимых под эгидой правительства страны для возвращения к устойчивому положению экономической и финансовой систем. По всей видимости, не обойтись без долгосрочной госпрограммы модернизации экономики и преобразования системы управления на федеральном, региональном, местном уровнях».

О роли государства в процессе модернизации не раз заявлялось на всех уровнях власти. На последнем заседании президиума Совета по модернизации экономики и инновационному развитию премьер-министр Дмитрий Медведев признал, что переформатировать российскую экономику из сырьевой в инновационную пока не получается. «Нам нужна диверсификация и новые промышленные технологии, несмотря на санкционное давление на страну, которое фактически закрыло нам доступ к сфере технологий, во всяком случае во многих странах», — сказал премьер. И подчеркнул, что конкретные шаги должны быть отражены в «дорожных картах» национальной технологической инициативы, которые совместно разрабатывают ученые, представители бизнеса, венчурные инвесторы, представители власти и институты развития. По словам главы правительства, смысл национальной технологической инициативы состоит в том, чтобы создать в России условия для развития отраслей, которые станут ведущими отраслями в мировой экономике через 20-25 лет. Он пояснил, что НТИ ориентирована на выявление среди формирующихся рынков тех, которые, с одной стороны, отвечают запросам массового потребителя, а с другой стороны, имеют самые значительные перспективы роста. «Самое сложное оценить, что «выстрелит», и найти правильно работающие экономические механизмы, которые позволят этим техническим решениям развиваться, — добавил Медведев. — Реализация «дорожных карт» начинается в 2016 году, на эти цели из бюджета уже предусмотрено до 10 млрд рублей, что в нынешних условиях не очень просто было найти. В нынешней ситуации тем более важно, чтобы каждый вложенный рубль, каждый, точнее, специально предназначенный рубль, был вложен максимально эффективно в действительно перспективные проекты».
Поделиться:
Логотип Вестник Поволжье
Не пропустите новые публикации.
Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен!
Не пропустите новые публикации.
Подписывайтесь на наш Телеграм-канал!