Вестник. Поволжье

Лизинг спецтехники: спрос будет расти

Лизинг спецтехники: спрос будет расти

Более динамично рынок лизинга спецтехники в ПФО начнет развиваться с началом деятельности дорожных фондов

По данным рейтингового агентства «Эксперт РА», в общем объеме нового бизнеса лизинговых компаний доля дорожно-строительной техники в первом полугодии 2012 года сократилась по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составила лишь 2,9%. Прирост новых сделок в этом сегменте по итогам первого полугодия всего 5,3%, тогда как по другим сегментам этот показатель достигает 30%. По мнению участников рынка, активнее рынок лизинга спецтехники начнет развиваться после того, как будут понятны механизмы финансирования дорожных работ и инвестирования в обновление техпарков дорожно-строительных предприятий.

Коммерческие лизингодатели лидируют

В этом году стабильный спрос на лизинговые услуги отметили все эксперты, опрошенные «Вестником». Многим участникам рынка удалось в первом полугодии 2012 года не только достичь по объемам продаж показателей аналогичного периода прошлого года, но и превзойти их. Прирост лизинговых сделок в целом по всем сегментам, по данным «Эксперт РА», без учета железнодорожной техники составил около 30%, в том числе, несмотря на то, что прирост в сегменте дорожно-строительной техники в этом году составил 5,3%. Тогда как в общем объеме нового бизнеса доля спецтехники сократилась по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составила всего 2,9%. «Большинство дорожников находятся в ожидании первых результатов деятельности дорожных фондов, которые в ближайшей перспективе должны значительно увеличить спрос на дорожную технику», — комментирует директор по развитию бизнеса «Государственной Транспортной Лизинговой Компании» Владимир Добровольский.

В Приволжском федеральном округе картина более благополучная, чем в среднем по стране, однако динамика отражает ситуацию, сложившуюся на территории всей России. Здесь показатели по объему новых сделок в целом в первом полугодии 2012 года составили 6,7%, что ниже показателей за аналогичный период прошлого года. По словам Владимира Добровольского, в компании «ГТЛК» в сегменте дорожной техники объем контрактов, заключенных в 2011 году в ПФО, составил 1,1 млрд рублей, а за 8 месяцев этого года лишь 134 млн рублей. До конца года в компании прогнозируется еще ряд новых сделок в лизинге различных видов техники, но, скорее всего, показатели не превысят результат прошлого года. В то же время в коммерческих лизинговых компаниях, по словам аналитиков, количество реализованных проектов в сегменте спецтехники растет по всем направлениям. Так, объем нового бизнеса в «Элемент Лизинг» в сегменте дорожно-строительной техники в ПФО за 6 месяцев текущего года составил 185 млн рублей, что, по словам сотрудников компании, больше на 50% по сравнению с первым полугодием 2011 года. Аналогичные показатели прослеживаются и в других коммерческих организациях. По словам директора филиала «Балтийский лизинг» в г. Казани Руфата Гарипова, с начала года его компания заключила договоры лизинга дорожно-строительной техники на сумму более 2 млрд рублей, в итоге прирост составил порядка 17%. Положительные тенденции демонстрирует и рынок лизинга Татарстана. Это связано с некоторыми особенностями, среди которых возведение объектов Универсиады, развитие особых экономических зон и инвестиции в дорожно-транспортную инфраструктуру. «Если к сентябрю 2012 г. сумма договоров лизинга дорожной техники в РТ составила 6,5 млн рублей, что ниже аналогичного периода предыдущего года, — уточняет Владимир Добровольский, — то совокупный объем контрактов достиг 40 млн рублей и превысил показатель всего 2011 года, когда эта цифра составляла 38 млн рублей».

Сокращения рынка не ожидается
Концентрация на российском рынке лизинга, по итогам первого полугодия, вновь усилилась. Как и в 2011 году, более половины новых сделок, а именно 67,4%, пришлось на 10 крупнейших российских лизинговых компаний. Аналогичная ситуация и на рынке лизинга Приволжского ФО, здесь на 10 крупнейших компаний приходится 75% от общей суммы новых сделок. Неуклонное усиление концентрации на рынке лизинга, по мнению многих экспертов, может привести к тому, что доля мелких игроков будет постепенно сокращаться.
По данным «Эксперт РА», лидерами приволжского рынка в сегменте дорожной спецтехники по итогам первого полугодия 2012 года являются «КАМАЗ-ЛИЗИНГ», «Балтийский лизинг». В настоящее время в ПФО функционируют филиалы 57 лизинговых компаний федерального значения. Это подразделения при банках (например, «Сбербанк Лизинг» и «Лизинговая компания «Уралсиб»), при инвестиционно-финансовых группах, а также лизинговые компании с государственным участием, например, «Лизинговая компания малого бизнеса Республики Татарстан», ГТЛК и независимые коммерческие лизинговые компании.

Комплексный подход
Сегодня рост объемов рынка лизинга спецтехники происходит в основном не за счет новых клиентов, а в результате увеличения объемов сделок с постоянными партнерами. Конкурентная борьба из сферы поиска новых финансовых инструментов перемещается в сферу сервиса, что дает преимущество коммерческим компаниям. По словам директора представительства «Сименс Финанс» в г. Самаре Станислава Алешина, ключевыми факторами для лизингополучателей малого и среднего бизнеса иногда становятся вовсе не ставки, а оперативность и качество сервиса или даже доступ к инвестициям в принципе.

Безусловно, стоимость финансирования по-прежнему важна. Но сегодня условия лизинга (размер аванса, удорожания, сроки финансирования, виды графиков) у большинства ведущих игроков рынка почти идентичны. А минимальные ставки удорожания клиенты могут получить в рамках акций лизинговых компаний с поставщиками. «При подготовке предложения нельзя на одну ступеньку ставить карьерный экскаватор и небольшой погрузчик. Поэтому мы разрабатываем такие программы, которые являются отражением комплексного подхода. Например, итоговая сумма платежей может варьироваться за счет применения различного типа графиков, учитывая потребности клиента, причем эффективная ставка финансирования остается на том же уровне. Так, большим спросом среди лизингополучателей пользуются экскаваторы производства Hyundai, Doosan, Hitachi, погрузчики фирм Bobcat, JCB, John Deere, асфальтоукладчики Vogele», — говорит Руфат Гарипов.
Тот факт, что наибольшее предпочтение клиенты отдают импортной технике, отмечают и другие представители лизинговых компаний. Станислав Алешин заметил: «В ПФО стабилен спрос на дорожно-строительную технику ведущих мировых производителей — John Deere, Manitou, Ammann». Снижение стоимости на зарубежную технику делает ее все более привлекательной для российских потребителей. При этом соотношение лизинга импортной и отечественной спецтехники в ПФО примерно одинаково. Возможно, ситуация объясняется присутствием на приволжском рынке такого крупного игрока, как «КАМАЗ-ЛИЗИНГ».

Во втором полугодии 2012 года, уверены эксперты, рынок лизинга в целом и его отдельные сегменты будут развиваться. «Точный прогноз развития лизинга дорожно-строительной техники дать сложно. Но, исходя из сложившихся показателей в этой сфере сегодня, можно сказать с уверенностью, что рынок будет расти. Этому будет способствовать принятое в стране важнейшее решение о возрождении системы дорожных фондов, — считает Владимир Добровольский. — Уже в ближайшее время это положительно отразится на финансировании отрасли. А примерно через полгода станут понятны основные направления развития, которые и определят поведение рынка».
Поделиться:
Логотип Вестник Поволжье
Не пропустите новые публикации.
Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен!
Не пропустите новые публикации.
Подписывайтесь на наш Телеграм-канал!