Вестник. Поволжье

Импортные б/у краны подняли рынок

Импортные б/у краны подняли рынок

В последние годы доля ввозимой в Россию подержанной техники достигла 75% от общего объема импорта башенных кранов

В посткризисный период российский рынок башенных кранов демонстрирует положительную динамику роста. В прошлом году отечественные краностроительные заводы произвели 90 единиц техники, что на 45% больше показателей аналогичного периода 2010 года. При этом потребности рынка в башенных кранах по-прежнему удовлетворяются в значительной мере за счет импорта. На его долю приходится уже 80% объема продаж, причем в импорте доля новых кранов не превышает 25%. Эксперты отмечают, что краны, бывшие в употреблении, втрое дешевле, поэтому спрос на них будет расти.

По данным ABARUS Market Research, максимальные объемы выпуска отечественных кранов были достигнуты в 2007 году, когда было выпущено 542 крана. В 2008 году за счет нормально протекавшего первого полугодия производство снизилось всего на 11,6%, зато в 2009 году кризис проявил себя в полной мере — выпуск не дотянул и до 50 машин. «До 2007 года включительно в России работало девять предприятий по производству башенных кранов грузоподъемностью более 5 тонн. Два гиганта отрасли — Нязепетровский краностроительный завод (с 2011 года новое название — Литейно-механический завод) и Ржевский краностроительный завод — вместе обеспечили почти 80% выпуска общего объема башенных кранов России в 2007 году.

В последние два года число отечественных производителей и вовсе сократилось до пяти», — рассказывает директор по исследованиям ABARUS Market Research Вера Никольская. По ее словам, доля экспорта от объема выпуска башенных кранов варьируется от 10% до 25%: в благоприятные годы экспортируется обычно значительно больше, а в кризис поставки за рубеж упали до незначительных величин. В экспортных отношениях главный интерес для России представляют тенденции рынков Казахстана и Украины: продажи в эти две страны составляют более 80% от всего объема экспорта. Как отмечают эксперты, производственных мощностей российских производителей кранового оборудования для удовлетворения потребностей рынка сегодня недостаточно, поэтому доля импорта начала увеличиваться в начале 2000-х гг. и продолжает сохранять ведущие позиции. По данным Федеральной таможенной статистики, прирост импорта башенных кранов до 2008 года составлял более 100% ежегодно. В 2009 году произошло резкое падение — вместо тысячи с лишним единиц, ввезенных в 2007 и 2008 годах, в 2009 году было импортировано менее 200 шт. Восстанавливается импорт медленно, как и производство: если в 2010 году и то и другое выросло на 30%, то в 2011 году — на 59% и 45% соответственно. Количественный рост импорта объясняется активизацией поставок из Китая, чьи машины не только значительно дешевле немецких, французских и испанских, но и легче в весовой комплектации. «Башенные краны, которые сейчас есть на строительном рынке, уже не соответствуют потребностям строителей. Это связано с тем, что современные здания, во-первых, строятся большой этажности, а во-вторых, увеличились темпы строительства. Башенные краны российского производства, которые выпускались ранее, не соответствуют ни одному из этих требований. По сравнению с российскими китайские башенные краны более современные, подходят для новых технологий домостроения», — считает руководитель отдела продаж ООО «РосКиТ» (г. Новосибирск) Вадим Павлов. Вера Никольская добавляет, что Китай занимает третье место в мире по объему производства строительных машин после США и Японии.

Доля этой страны в мировом производстве строительных машин приближается к 50%. В прошлом году в Россию было ввезено около 40% китайского кранового оборудования. Основными производителями башенных кранов в Китае являются XCMG, Changsha Zoomlion Heavy Industry, Fangyan Group, Shandong Lingong Construction Machinery Co., чьи торговые марки стали чаще встречаться у отечественных специализированных компаний. Также отечественные потребители приобретают башенные краны американских и европейских фирм, таких как Caterpillar, Liebherr, Potain, Zeppelin, Comedil, Volvo и японской Hitachi и в большом количестве безымянные краны китайского производства. Некоторые строительные компании, чтобы избежать проблем с оборудованием, берут краны в аренду, так как стоимость техники и ее обслуживание гораздо выше стоимости аренды той же техники на срок, необходимый для строительства. Технический директор ООО «ТехКран-Монтаж» (г. Москва) Александр Пирожник отмечает, что сегодня цена высотного башенного крана отечественного производства в среднем составляет 10-15 млн рублей, цена аналогичного по характеристикам европейского крана — на 25-50% выше, а цена китайского — около 9 млн рублей. «Строительный рынок только начал восстанавливаться после кризиса, и еще не каждый застройщик может себе позволить приобрести крановое оборудование за такие деньги. Особенно если он не рассчитывает на долгосрочную перспективу. Поэтому многие строители в качестве альтернативы покупки предпочитают аренду», — говорит г-н Пирожник. Специалист маркетингового агентства IndexBox Анастасия Крек добавляет, что максимальной отметки цена производителей башенных кранов достигла в октябре — ноябре 2010 года на территории Центрального федерального округа и составила 15,08 млн руб.

По оценкам центра «РусРентал», на рынке аренды башенных кранов в России сейчас работает около 100 компаний. Основная часть этих предприятий расположена в Центральном и Северо-Западном федеральных округах, 6-7% этих компаний находятся в Южном федеральном округе. «По данным нашего исследования, объем рынка аренды башенных кранов в 2011 году значительно вырос и будет продолжать расти в течение ближайших нескольких лет, — комментирует руководитель аналитического центра «РусРентал» Никита Кроткий. — Основная причина таких быстрых темпов роста — высокая степень износа башенных кранов, находящихся в собственности строительных организаций (почти 60% всех кранов — с истекшим сроком эксплуатации). Кроме того, 85% башенных кранов у строительных организаций — краны российского производства, и зачастую они не удовлетворяют все возрастающим требованиям строительства. При этом строительные компании сейчас все меньше и меньше приобретают башенные краны в собственность, потому что для приобретения дорогостоящего актива необходимы стабильная экономическая ситуация и наличие долгосрочных контрактов. Поэтому все большим спросом пользуется услуга аренды башенного крана, и соотношение сдаваемой в аренду техники к общему количеству техники данного типа одно из самых высоких».

«Как таковой конкуренции между новой отечественной и иностранной техникой не существует в силу высоких цен и высокого качества последней. Отечественная продукция по своим техническим характеристикам отстает от зарубежных машин на 1520 лет. Поэтому в последние годы значительно увеличился ввоз подержанной импортной техники. Сегодня ее доля достигает порядка 75% в общей структуре импорта. Но ремонт этой техники стоит дорого и осуществляется сложнее в отличие от ремонта отечественных кранов. А китайская техника сопоставима с российской по ценам, но часто выигрывает по экономичности. И в том и в другом случае получается, что российским строительным организациям будет выгоднее пользоваться подержанной зарубежной техникой», — резюмирует г-жа Никольская.

Средняя цена российских производителей башенных кранов в 2005-2011 гг. (млн руб./шт.)


2008 2009 2010 2011
Январь 4,482 4,244 5,39 6,574
Февраль 5,295 н/д 6,93 н/д
Март 5,239 н/д 5,39 н/д
Апрель 5,313 н/д н/д 14,522
Май 5,529 н/д н/д н/д
Июнь 5,593 4,215 14,64 14,420
Июль 4,987 н/д н/д н/д
Август 4,685 н/д 14,64 н/д
Сентябрь 4,685 н/д 5,39 н/д
Октябрь 5,662 6,765 15,08 н/д
Ноябрь 5,857 н/д 15,08 н/д
Декабрь 7,62 4,685 8,62 н/д

Источник: данные Росстата, аналитика IndexBox

Поделиться:
Логотип Вестник Поволжье
Не пропустите новые публикации.
Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен!
Не пропустите новые публикации.
Подписывайтесь на наш Телеграм-канал!