Особые экономические зоны этого региона, такие как «Алабуга» и «Иннополис», являются крупнейшими в стране. Сюда активно приходят иностранные и отечественные инвесторы, способствуя росту экономического благосостояния региона. О том, благодаря чему республике удается добиваться лучших показателей в стране, а также о знаковых событиях в инвестиционной жизни региона, мы попросили рассказать в эксклюзивном интервью журналу «Вестник. Поволжье» Талию Минуллину, руководителя Агентства инвестиционного развития Республики Татарстан.
Татарстан — территория, в которую охотно инвестируют не только российские, но и иностранные компании. Налажено тесное сотрудничество с Китаем, Германией, Венгрией, с рядом других стран. В какие отрасли инвесторы приходят активнее всего?
Сегодня аналитики указывают на стремительный рост сектора информационных технологий. Самым перспективным в этом отношении является «Иннополис» — огромный смарт-сити, который мы развиваем в последние годы. Одно из последних позитивных направлений — это открытие первого на территории России центра научно-исследовательских конструкторских работ компании Schneider Electric. Эта компания также подписала соглашение с университетом «Иннополиса» о сотрудничестве и стратегическом партнерстве с местной группой компаний ТАИФ. Не буду скрывать, что приход такого инвестора на территорию республики — действительно большой успех и одно из последних знаковых событий в инвестиционной жизни Татарстана. Агентство работало над этим.
Другой сектор, где Россия традиционно фаворит, — сельское хозяйство и продовольствие — сегменты, в которых мы представляем особый интерес для всего мирового сообщества. Посмотрите, сколько сейчас говорят об экопродуктах, о качестве воды, качестве продуктов питания в мире. Посмотрите, что происходит в странах Евросоюза (скандалы на фоне однобрендовых поставок разного качества в разные страны, будто одни люди хуже других), другой пример — насколько Китай зависит от импорта продовольствия. Татарстан — передовой регион в части сырья. Мы занимаем первое место в России по производству молока. У нас развито производство картофеля, сахарной свеклы, кукурузы, зерна. Мы также частично экспортируем, то есть потенциал для выстраивания цепочек добавленной стоимости есть. Правда, при экспорте возникает вопрос сертификации. И сейчас мы прорабатываем это направление, чтобы суметь сертифицировать индейку для экспорта в арабские страны. В таком случае появится некая история успеха, которую мы сможем потом применять и в отношении других продуктов питания. Затем сможем помочь нашим предпринимателям масштабировать бизнес за счет присутствия на новых рынках. Развитие локального рынка продовольствия дает возможность снабжать качественной продукцией наше население, для которого мы все здесь и работаем, так создаются рабочие места и налоговая база.
Третий растущий сектор — туризм. В первую очередь это спортивный, событийный туризм. В этом году пройдет Кубок конфедераций, в следующем состоится чемпионат мира по футболу, в 2019-м — чемпионат мира по рабочим профессиям. Татарстан и дальше будет в центре мировых событий. Поэтому очень важно, чтобы у нас была развитая инфраструктура для принятия большого количества гостей. Это инфраструктура индустрии гостеприимства (отели, рестораны, кафе), транспортная инфраструктура, сервисы и многое другое. У нас есть превосходные возможности для развития внутреннего туризма. Посмотрите, какая уникальная природа: Волга, Кама. А чего стоят объекты ЮНЕСКО: Болгар, Свияжск! Все это можно было бы соединять внутренними маршрутами для семей, путешествовать на трейлерах, электромобилях, организовать кемпинги. Развитие всех этих направлений — сектор, который потенциально мог бы иметь большой рост. В мире в последние годы растет именно сектор развлечений.
Еще одним интересным вектором развития для Татарстана является промышленный сектор. Я о нем просто не могу не сказать. Это и машиностроение, и нефтегазохимический комплекс, переживающий период стремительного развития. Что касается последнего, должна отметить недавний проект по производству этилена ПАО «Нижнекамскнефтехим». Кроме того, в Татарстане реализуется программа развития нефтехимического комплекса, рассчитанная до 2020 года. Основная цель — чтобы сырье, которое есть в Татарстане, доводилось до конечной продукции именно на нашей территории. Это тоже для нас приоритет в инвестиционном смысле.
Талия Ильгизовна, еще одна отрасль, интенсивно развивающаяся в Татарстане, — машиностроительная. Расскажите, пожалуйста, о проектах, которые реализуются в этой области, в том числе о российско-германском сотрудничестве.
Весь машиностроительный комплекс Татарстана разделен на четыре сферы экономической деятельности. Это транспортные средства и оборудование, производство машин, металлургическое производство и производство готовых металлических изделий. В республике порядка 150 крупных и средних предприятий, работающих в этих отраслях. В числе якорных предприятий — КамАЗ (грузовые автомобили и шасси), «Форд Соллерс» (легковые автомобили), «Татэлектромаш» (электродвигатели, генераторы, электромагниты), Альметьевский трубный завод, ЕлАЗ (спецтехника), «Казанькомпрессормаш» (винтовые центробежные компрессоры, газоперекачивающие агрегаты). Что касается сотрудничества с Германией — мировым лидером в машиностроении, то должна заметить, что у нас реализуется целый ряд крупных совместных проектов. Один из них — проект компании Knorr-Bremse и завода «КамАЗ» по производству, сборке и тестированию тормозных систем для грузовых автомобилей. В данное время обсуждаются перспективы создания совместного завода «КамАЗ» с немецкой компанией Daimler по производству каркасов кабин «Мерседес Бенц». Должна отметить, что одним из самых последних достижений является разработка портала Иннокам.про, где заказчики встречаются с поставщиками. С помощью этого ресурса уже заключено огромное количество межрегиональных контрактов. И немецкие поставщики тоже будут размещать там свои заказы. Особенно важно, что эту специализированную техническую платформу мы пропускаем через определенный фильтр с целью недопущения посредничества. Потому что, к сожалению, на этом рынке много спекулянтов. А мы бы хотели, чтобы это было общение «би ту би».
Расскажите о сотрудничестве с КНР, в частности о перспективах реализации совместного инвестиционного проекта «Сельскохозяйственный парк Сяосян-Волга».
Сегодня весь мир обсуждает проект Великого шелкового пути. А Татарстан на карте находится прямо в его центре. Это о чем говорит? О том, что если немецкие компании здесь поставят свое производство, то смогут эффективно продвигать свои товары и в ту, и в эту сторону. Плюс мы попадаем прямо в центр торговых путей. То есть здесь не только для производства, но и для сбыта и поставок просто идеальное место. И, конечно, надо этим воспользоваться. В Татарстане недавно открылось генеральное консульство Китая. И в КНР тоже открыто представительство республики. Все это говорит о серьезных планах по развитию нашего сотрудничества. В частности, компания Haier планирует открыть в Татарстане завод по производству стиральных машин. В июне мы ожидаем рабочую группу для обсуждения строительства завода. Кроме того, принято решение о строительстве собственного индустриального парка Haier на территории опережающего развития Набережные Челны. Еще проект, который вы упомянули, китайской корпорации SUNWARD — «Сельскохозяйственный парк Сяосян-Волга». Это комплекс производств по глубокой переработке зерна, предполагающий создание перерабатывающей базы для сельхозпроизводителей. Мы считаем, что реализация проекта позволит принести на внутренний рынок России качественную конкурентоспособную продукцию и повысить продовольственную безопасность.
Насколько активно в республике проводится политика импортозамещения? Какие открытые в недавнем времени предприятия вы могли бы отметить в связи с этим?
Вы когда покупаете какую-то вещь или продукты, обращаете внимание, сделано это в Татарстане или в другом месте? Наверное, да. Как и многие другие потребители. А в Татарстане сегодня производится целый ряд востребованной продукции. Например, в «Алабуге» выпускаются автомобили Ford, ламинат Kastamonu, подвесной потолок «Армстронг», дрель «Интерскол», кирпич Weinerberger, теплоизоляция Rockwool... В частности, в Kastamonu производится почти полмиллиона кубических метров в год МДФ-плиты, ламината. Это самый большой на сегодня деревообрабатывающий завод в Европе. В ближайшие годы компания планирует увеличить выпуск до миллиона кубических метров. При этом 75% продукции остается в России и 25% уходит на экспорт. А возможность реализовать продукцию в больших объемах дал предприятию именно кризис: практически остановился импорт из Китая и Европы, а спрос на ламинат и напольные покрытия не снижался. Это хороший пример импортозамещения. При этом нужно понимать, что импортозамещение происходит вынужденным путем. В некоторых сегментах, где законодательно запрещен ввоз товаров, предприниматели начинают замещать. И это положительный момент санкционной политики. Это достаточно простимулировало к развитию наш рынок, появились новые рыночные ниши для малого и среднего бизнеса. Другое дело, что стартаперы, начинающие делать бизнес в тех отраслях, которые закрылись, должны ориентироваться сразу на глобальный рынок, так как санкции — это временные меры, и поэтому надо мыслить не краткосрочно, а стратегически.
Скоро в Казани пройдет Международный экономический форум «Россия — исламский мир: KazanSummit-2017». Чего вы ожидаете от этого мероприятия?
На протяжении двух лет мы развиваем масштаб этого мероприятия. Так, если в прошлом году в саммите приняли участие порядка 2 тыс. человек из более чем 50 стран, то в этом году к нам приедет около 3 тыс. человек. Увеличится и количество СМИ. Особенно важно, что это не только отечественная, но и международная пресса, которая публикует материалы о Татарстане, благодаря чему иностранные инвесторы могут ознакомиться с нашим потенциалом. В этом году саммит выходит на новый уровень. Главное, впервые состоится выставка российской халяльной продукции, где будет представлена не только отечественная продукция, но и экспоненты из Эмиратов, Саудовской Аравии, Пакистана. Кроме того, второй год подряд будет проходить «Завтрак Сбербанка», в котором в этом году примет участие Герман Оскарович Греф.
Очень важно, что в Татарстан приезжают первые лица, которые готовы обсуждать на нашей площадке важнейшие экономические вопросы. Подтвердили свое участие министр экономики Турции, министр экономики Арабских Эмиратов, Всемирная ассоциация инвестиционных агентств WAIPA, крупнейшие арабские бизнесмены, большая делегация Исламского банка развития, других банковских структур. В этом году мы более чем в два раза расширили количество секций (с 12 до 30). Запланирован целый ряд мероприятий по социальному предпринимательству, экологии, туризму, исламскому образованию. Хотелось бы отметить еще и фестиваль кухонь народов исламского мира, который пройдет в парке Горького. Плюс мы планируем организовать посещение Болгара, чтобы показать гостям саммита культурное и историческое наследие Татарстана. Приглашаем вас и ваших читателей принять участие в саммите. Уверена, что мероприятие получится очень интересным.
Талия Ильгизовна, и напоследок личный вопрос. Видно, с каким патриотизмом и любовью вы относитесь к Татарстану. Как вам кажется, госслужба, работа в АИР — это призвание? И если нет, то где бы вы себя видели?
Очень сложный вопрос. Призвание — нет. Точно не призвание. То, что анонсируется в СМИ, через Интернет, через наши официальные источники — это же все верхушка айсберга. А на самом деле за этим стоит большой труд, огромная ответственность. И люди, которые думают, что могли бы делать эту работу, на самом деле, наверное, не до конца представляют себе объем, нагрузку и степень концентрации в ущерб каким-то личным вещам. Я считаю, что все, что могу делать на этой работе, я делаю. Если найдется другой человек, который будет выполнять эту работу лучше, то уступлю. Думаю, что в любом секторе можно разобраться, получить дополнительное образование. Знаю, что есть работа, которую я точно не смогу выполнять, — это, например, сфера услуг. А если поточнее: посуду мыть я могу, а официанткой быть — точно нет.