Оптимизация расходов
В ежегодный рейтинг крупнейших генеральных подрядчиков дорожно-мостового хозяйства Приволжского федерального округа по итогам 2014 г. вошло 50 компаний, которые занимаются строительством, ремонтом, реконструкцией и устройством во всех 14 субъектах Поволжья. В рамках исследования были проанализированы все контракты стоимостью свыше 50 млн руб. на строительные, ремонтные и реконструкционные работы на объектах дорожно-мостового хозяйства. В 2013 г. 30 компаний прошлого рейтинга в рамках заключенных контрактов выполняли или выполняют работы на сумму около 94 млрд руб. В этому году стоимость лотов значительно снизилась: 50 крупнейших дорожных компаний исполняют контракты на сумму около 53,5 млрд руб. Сокращение расходов на инфраструктуру в ПФО связано с тем, что в 2013 г. началась реализация нескольких дорогостоящих проектов — это возведение дублера мостового перехода через Волгу в Нижегородской области стоимостью свыше 13 млрд руб. и т.д. По итогам минувшего года самым дорогим проектом признано строительство и реконструкция автодороги М-5 «Урал» на территории Пензенской области, контрактная стоимость которого составила свыше 6,1 млрд руб.
Уменьшение бюджетных ассигнований на дороги и мосты связано и со сложной экономической ситуацией в стране, где основным критерием запуска новых проектов является оптимизация затрат.
«Сегодня дорожное хозяйство — это целая отрасль нашей страны, и на ней не могут не отражаться те проблемы и то напряжение, которое присутствует во всей экономике, — подчеркнул министр транспорта РФ Максим Соколов . — Да, мы видим серьезное сокращение и объемов бюджетных инвестиций, и вопросы, связанные с ослаблением курса национальной валюты, с инфляцией и с удорожанием стоимости строительных материалов». Но в этой непростой ситуации тема дорожного строительства, по мнению президента РФ Владимира Путина, является приоритетной. В минувшем году глава государства поручил увеличить объемы строительства дорог в России. «Нам необходим настоящий прорыв в строительстве дорог, — заявлял Владимир Путин. — В предстоящее десятилетие нужно как минимум удвоить объем дорожного строительства».
Для создания современной транспортной инфраструктуры действует ряд государственных программ, в том числе ФЦП «Развитие транспортной системы до 2020 г.», «Дороги России» и др. Для ПФО еще одним локомотивом дорожного строительства является подготовка ряда регионов Поволжья к проведению ЧМ-2018 г. по футболу. Это подтверждает и наш рейтинг, где большинство компаний работает как раз в тех субъектах, где запланировано проведение матчей очередного мундиаля. Так, на территории Нижегородской области работают 12 генподрядчиков, в Татарстане и Самарской области — по 7 и т.д. Еще пять компаний работают на территории Пензенской области, где реализуется один из крупнейших проектов по строительству и реконструкции федеральной трассы М-5 «Урал», которая соединяет Москву и Челябинск с Поволжьем.
По пути к ЧМ
Первое место в рейтинге заняла компания «Татавтодор», которая по совокупности 29 контрактов выполняет работы на сумму почти 10 млрд руб. Основный профиль деятельности — содержание и ремонт дорожно-уличной сети населенных пунктов, а также дорог общего пользования Татарстана. В портфеле компании за 2014 г. самым дорогостоящим объектом признана реконструкция участка автодороги «Набережные Челны — Сарманово». Цена работ в Тукаевском районе республики составляет 727 млн руб. Как пояснили в ГКУ «Глававтодортранс», работы будут проведены на участке дороги от 6,5 до 13 км по условиям контракта, подрядчику необходимо будет закончить работы до конца будущего года. Самым же крупным проектом на территории Татарстана является строительство дороги к Иннополису в Верхнеуслонском районе стоимостью почти 1 млрд руб. На двухкилометровом участке ООО «ПСО «Казань» построит высокоскоростную дорогу категории I-Б.
На второй позиции рейтинга расположилась компания «Ханты-Мансийскдорстрой» — известный иногородний подрядчик, успешно работающий на территории ПФО. Например, в 2013 г. компания выиграла аукционы на сумму свыше 4 млрд руб. По итогам минувшего года сумма лотов сургутских дорожников увеличилась почти на 3 млрд — общая стоимость всех лотов составляет 6,9 млрд руб. Компания занимается строительством и реконструкцией участка автодороги М-5 «Урал» в Пензенской области.
Еще один крупный объект, на котором задействовано предприятие, — это участок автодороги IР 178 «Саранск — Сурское — Ульяновск». Реконструкция магистрали ведется в рамках подготовки Республики Мордовия к проведению ЧМ-2018 по футболу. Как говорится на сайте администрации Саранска, прокладка новых дорог направлена на совершенствование транспортной системы подъездов в город.
«Приведение в порядок дорожной инфраструктуры — одна из важнейших составляющих подготовки региона к футбольному первенству планеты, — отметил глава Мордовии Владимир Волков. Помимо «Ханты-Мансийскдорстрой» на этом направлении работает ООО «Мордовдорстрой», которое занимается в том числе строительством объезда Саранска от автодороги IР 178 «Саранск — Сурское — Ульяновск» до автодороги IР 158 «Нижний Новгород — Саратов» стоимостью 967 млрд руб. Активная подготовка к футбольному чемпионату ведется в Самарской области. К чемпионату мира по футболу в Самаре отремонтируют более 30 автомобильных дорог и мостовых переходов.
На сайте госзакупок по итогам 2014 года самым крупным проектом значится ремонт Московского шоссе — главная артерия города. Генеральный подрядчик ООО «Самаратрансстрой» планирует завершить работы до декабря 2017 года. «Реконструкция Московского шоссе — один из крупнейших проектов в сфере дорожного строительства, реализуемых в регионе. Он имеет большое значение для Самары, так как позволит увеличить пропускную способность центральной магистрали города, сделает удобными подъездные пути к стадиону, — приводятся в сообщении слова губернатора Самарской области Николая Меркушкина. — Этот проект является частью масштабных изменений, касающихся развития дорожно-транспортной инфраструктуры Самарской области в преддверии чемпионата мира по футболу». Всего же, как отмечают эксперты, на подготовку Поволжья к ЧМ-2018 понадобится более 300 млрд руб.
ТОП-50 генподрядчиков дорожно-мостового хозяйства Поволжья
Название компании | Сумма контракта | Объект | Где проводятся работы | |
1 | ОАО «Татавтодор» | 9876,83 | Содержание, ремонт, реконструкция, строительство | Республика Татарстан |
2 | ОАО «Ханты-Мансийскдорстрой» | 6903,65 | Реконструкция, строительство | Республика Мордовия, Пензенская область |
3 | ПАО «Волгомост» | 6176,55 | Строительство, реконструкция | Пензенская область |
4 | ООО «Татнефтедор» | 3286,32 | Содержание, ремонт | Республика Татарстан |
5 | ОАО «Алексеевскдорстрой» | 3188,08 | Ремонт, содержание, строительство, реконструкция | Республика Татарстан |
6 | ООО «Мордовдорстрой» | 2848.22 | Реконструкция, строительство, ремонт | Республика Мордовия |
7 | ООО «Самаратрансстрой» | 2612,62 | Ремонт, капитальный ремонт | Самарская область |
8 | ПАО «МОСТОТРЕСТ» | 1386,57 | Строительство, реконструкция | Пензенская область |
9 | ООО «Волгадорстрой» | 1385,1 | Ремонт, содержание | Республика Татарстан |
10 | ООО «ПСО «Казань» | 1193,57 | Строительство, ремонт, реконструкция | Республика Татарстан |
11 | ГУП УР «Удмуртское автодорожное предприятие» | 956,34 | Ремонт, капитальный ремонт, строительство, реконструкция | Удмуртская Республика |
12 | ОАО «Самарадорстрой» | 923,03 | Капитальный ремонт, ремонт, строительство | Самарская область |
13 | ОАО «ДП «Ижевское» | 847,31 | Ремонт, капитальный ремонт | Удмуртская Республика |
14 | ООО «Строительная компания «Химспецстрой» | 785,71 | Капитальный ремонт | Пермский край |
15 | ООО «Стройсервис» | 617,53 | Ремонт, капитальный ремонт | Самарская область |
16 | ОАО «Мосты РТ» | 597,48 | Реконструкция, ремонт, содержание | Республика Татарстан |
17 | ООО «Научно-производственная фирма «XXI век» | 587,24 | Ремонт | Самарская область |
18 | ОАО «Дорисс» | 516,4 | Капитальный ремонт | Чувашская Республика |
19 | ООО «Строительное управление-157» | 504,01 | Капитальный ремонт | Пермский край |
20 | ОАО «Каздорстрой» | 498,78 | Ремонт, реконструкция | Республика Татарстан |
21 | ООО «Волга-Проект» | 497,83 | Ремонт | Пензенская область, Самарская область |
22 | ООО «АВТ-Дорстрой» | 494,6 | Строительство | Самарская область |
23 | ООО «Элитстрой» | 480,07 | Ремонт, строительство | Ульяновская область |
24 | ООО «Брус» | 472,13 | Содержание, ремонт | Республика Татарстан |
25 | ООО «ПКФ «АвтоСтрой» | 457,98 | Ремонт, строительство | Республика Татарстан |
26 | ООО «МДСУ — 1» | 405,94 | Содержание, ремонт | Республика Татарстан |
27 | ООО «МАПО-ТРАНС» | 389,71 | Строительство, реконструкция, ремонт | Республика Мордовия |
28 | ООО «Магистраль» | 347,78 | Ремонт | Нижегородская область |
29 | ООО «Дорожник» | 335,07 | Содержание | Нижегородская область |
30 | МУПП «Гордормостстрой» | 278,62 | Ремонт | Кировская область |
31 | ООО «Магистраль» | 264,19 | Ремонт | Пензенская область |
32 | АО «Строительное управление № 1» | 268,74 | Капитальный ремонт | Республика Татарстан |
33 | ОАО «Чувашавтодор» | 259,73 | Реконструкция | Чувашская Республика |
34 | ООО «Нижавтодорстрой» | 224,69 | Ремонт | Нижегородская область |
35 | ОАО «Борское ДРСП» | 216,09 | Содержание, ремонт | Нижегородская область |
36 | ООО «Арзамасдорремстрой» | 210,58 | Содержание | Нижегородская область |
37 | ООО «Городецкая ДПМК» | 209,8 | Содержание | Нижегородская область |
38 | ООО «ДСК «Гранит» | 193,92 | Содержание | Нижегородская область |
39 | ООО «Фирма «Магистраль» | 192,75 | Содержание | Нижегородская область |
40 | ООО «Танып» | 191,37 | Ремонт, строительство | Республика Башкортостан |
41 | МУП «Город» | 185 | Содержание | Республика Марий Эл |
42 | ОАО «Глазовский дормостстрой» | 177,78 | Ремонт | Удмуртская Республика |
43 | ООО «Строймастер» | 169,76 | Содержание | Республика Татарстан |
44 | ООО «Дорожно-строительная компания «АВАНТ» | 167,19 | Содержание | Нижегородская область |
45 | ООО «Спартак С» | 166,39 | Содержание | Нижегородская область |
46 | АО «ДОРЭКС» | 165,48 | Содержание | Чувашская Республика |
47 | ЗАО «ПМК «Выксунская» | 162,91 | Содержание | Нижегородская область |
48 | ООО «ТрансСервис» | 161,7 | Ремонт | Самарская область |
49 | ОАО «Дорожное» | 157,72 | Содержание | Нижегородская область |
50 | ОАО «Марий Эл Дорстрой» | 146,16 | Ремонт, строительство | Республика Марий Эл |
Как мы считали
В рейтинг вошли контракты на строительство, реконструкцию, ремонт, капитальный ремонт, текущий ремонт, строительно-монтажные работы и содержание дорожно-мостового хозяйства ПФО. Основание для ранжирования — сумма заключенных контрактов со статусом «закупка завершена». Учитывались контракты, заключенные в период с 1.01.2014 г. по 31.12.2014 г. и сумма которых превышает 50 млн рублей. Если компания заключила несколько контрактов по разным объектам, то мы публиковали общую сумму. Данные взяты с сайта www.zakupki.gov.ru. Редакция будет признательна за дополнения и уточнения. Рейтинг носит ознакомительный характер и может использоваться только в частном порядке.