Вестник. Поволжье

Сергей Кравцов: «Каждая третья школа в России имеет потенциал для улучшения образовательных результатов»

Сергей Кравцов: «Каждая третья школа в России имеет потенциал для улучшения образовательных результатов»

Президент РФ Владимир Путин поставил задачу вывести к 2024 году Россию в десятку лучших стран по качеству общего образования. И сегодня Министерство просвещения РФ решает целый ряд задач, цель которых — создание современной цифровой среды, обеспечивающей качественное и доступное образование.

Ключевые итоги нацпроекта «Образование». Положительный эффект дает системный, комплексный подход, а именно создание единого образовательного пространства, профессиональное развитие педагогических работников и управленческих кадров, работа со школами с низкими результатами. Российская система образования нацелена на всестороннее развитие детей, получение ими как базовых, так и прикладных знаний.
«Сегодня каждая третья школа в стране имеет потенциал для улучшения образовательных результатов. Особенно это касается основной школы, 8-9-х классов. Мы точечно работаем с каждым учебным заведением, оказываем необходимую методическую поддержку там, где это требуется, чтобы устранить пробелы в знаниях», — заявил министр просвещения РФ Сергей Кравцов в январе 2021 года в ходе выступления в Совете Федерации.

Другие важнейшие задачи министерства — укрепление педагогического корпуса, повышение статуса профессии учителя. По словам руководителя ведомства, от учителей действительно зависит все. В рамках выполнения поручения председателя Правительства РФ Михаила Мишустина разрабатываются единые требования к системе оплаты их труда. Минпросвещения также контролирует исполнение поручения президента, связанное с осуществлением дополнительных выплат за классное руководство, чтобы прежние надбавки не были сокращены. Сейчас доплату получают свыше 810 тыс. педагогов по всей стране.
Сокращена бюрократическая отчетность для учителей — в конце прошлого года Минпросвещения совместно с Рособрнадзором подписало соответствующее письмо. Приведенный в нем перечень ограничивает количество обязательных для педагога документов. Среди них — рабочие программы учебных предметов, классный журнал, план воспитательной работы.

Новые объекты для отрасли. В 2020 году в России построено 828 детских садов на 122 тыс. мест и 277 школ на 169 тыс. мест. В 2021 году будет возведено еще 767 детсадов. Стартует беспрецедентный по масштабу четырехлетний проект строительства 1910 школ на 1,2 млн мест. Он реализуется с привлечением дополнительных средств от госкорпорации «ВЭБ.РФ» и Сбербанка на 300 млрд рублей. Таким образом, будет возведено примерно на 500 школ больше, чем в рамках традиционной модели формирования межбюджетных субсидий. Благодаря этому к концу 2024 года появится свыше 1 млн мест, что позволит закрыть проблему третьей смены. Также открыто 5 тыс. центров образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста» в сельской местности и малых городах, 71 центр развития цифровых навыков «IT-куб».
Современная цифровая среда. «В начале этого учебного года мы провели всероссийские проверочные работы для более чем 7 млн учеников из 37 тыс. школ. Мы хотели оценить уровень знаний и понять, какие возможные пробелы в освоении программы есть у школьников. Что мы увидели? В целом серьезных пробелов нет. Отчасти потому, что начало пандемии пришлось на четвертую четверть, когда в основном шло повторение материала», — так ответил Сергей Кравцов на один из вопросов читателей «Российской газеты».
Минпросвещения РФ активно создает цифровую образовательную среду (ЦОС), призванную дополнить традиционный формат обучения и усилить классическое образование. В нее входит отечественная система видео-конференц-связи, она называется «Сферум» и уже успешно апробирована в Московской области. В сервисе используются опыт и решения, уже отработанные в процессе видеонаблюдения на ЕГЭ. Система защищена от хакерских атак и взломов. Она нужна для того, чтобы учителя и ученики могли общаться друг с другом, а взрослые — посещать родительские собрания онлайн. Второй важный компонент ЦОС — социальная сеть. Третий — электронные верифицированные учебные материалы в помощь педагогу, проверенные экспертами. Весь контент в обязательном порядке пройдет экспертизу. Преподаватель может использовать его, чтобы сделать интереснее именно очный урок. «Ведь мы никогда не планировали и не планируем заменить традиционные уроки дистанционным обучением», — подчеркнул министр.

Сергей Кравцов: «Каждая третья школа в России имеет потенциал для улучшения образовательных результатов»

Дополнительные педагогические компетенции. В 2020 году более 20 тыс. российских педагогов повысили квалификацию в области использования современных технологий, цифровых платформ. Сейчас выстраивается единая система подготовки учителей, начиная с профильных классов в школах; планируется открытие около 5 тыс. профильных педклассов. Педагогические вузы приближаются к реальной практике. Каждый регион уже отбирает школы, где начиная с третьего курса будущие учителя станут отрабатывать приемы и техники, которые потребуются им после вхождения в профессию.
Кроме того, в рамках нацпроекта «Образование» все педагогические вузы оснастят новым оборудованием, которое используется в школах, чтобы студенты знали, как с ним работать, и были к этому готовы. Каждый педуниверситет в течение двух лет получит оборудование для педагогических кванториумов на сумму около 20 млн рублей.

Войти в десятку лучших. В настоящее время Министерство просвещения России реализует семь крупных федеральных проектов, которые решают большое количество задач. Среди них — повышение качества образования, в том числе в селах и малых городах. Для сельских школ будет создан хороший уровень материально-технического обеспечения и подготовки учителей.
Еще одно важное направление — тесная связка дополнительного детского образования с системой общего образования, с работой школ и школьной программой таким образом, чтобы формировалась мощная единая образовательная среда с большими индивидуальными возможностями для каждого ребенка. За счет этого будет достигнута поставленная президентом цель вхождения России в десятку лучших по качеству школьного образования. Кстати, по последним данным, наша страна улучшила свои позиции и находится уже на 14-м месте.
Несмотря на пандемию и на то, что последнюю четверть прошлого учебного года учащиеся РФ находились на дистанционном обучении, наблюдается хорошая динамика по читательской и математической грамотности. Учебный процесс не прекращался — об этом свидетельствует статистика: на 5 тыс. сократилось количество школьников, которые не преодолевают минимальный порог, и на 5 тыс. увеличилось количество школьников, которые по функциональной грамотности получили высокий результат. «Педагоги сделали все, чтобы удержать качество образования наших школьников и не дать снизить тот уровень, который был. За это выражаю им благодарность», — сказал Сергей Кравцов на пресс-конференции в информационном агентстве «Россия сегодня» в апреле 2021 года.
Минпросвещения нацелено продолжить совершенствовать методики преподавания, формировать единое образовательное пространство, чтобы каждый ребенок вне зависимости от того, где он учится, получал качественное фундаментальное образование. 
Поделиться:
Логотип Вестник Поволжье
Не пропустите новые публикации.
Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен!
Не пропустите новые публикации.
Подписывайтесь на наш Телеграм-канал!