Вестник. Поволжье

Михаил Мень: «Мы вместе преодолеем трудности, найдем способы поддержать отрасль»

Михаил Мень: «Мы вместе преодолеем трудности, найдем способы поддержать отрасль»

В преддверии юбилея Дня строителя с окружным журналом «Вестник. Поволжье» пообщался Михаил Мень, министр строительства и ЖКХ России

Активная работа Министерства строительства и ЖКХ РФ по повышению качества предоставления жилищно-коммунальных услуг и привлечению в отрасль инвестиций, безусловно, заслуживает уважения и привлекает внимание общества. Несмотря на такие извечные проблемы отрасли, как кадровый голод и административные барьеры, временами кажется, что кризис и вовсе не коснулся строительной отрасли — настолько динамично ее развитие. В преддверии юбилея Дня строителя с окружным журналом «Вестник. Поволжье» пообщался Михаил Мень, министр строительства и ЖКХ России.

Санкции на стройке

— Михаил Александрович, несмотря на кризис, количество вводимого в стране жилья продолжает расти. Неужели кризис не коснулся строительной отрасли?


— Последствия нынешнего кризиса рынок увидит не раньше 2016 года. А пока благодаря заделам прошлых лет ввод жилья в стране растет. За первую половину этого года, по оперативным данным, введено 33,9 млн кв. метров жилья, что на 24,6% больше, чем за аналогичный период 2014 г., когда было введено в строй 27,2 млн кв. метров. Лидерами стали Краснодарский край и Московская область, которые сдали в эксплуатацию 2,54 и 2,29 млн кв. метров соответственно, Москва и Санкт-Петербург построили 1,84 и 1,45 млн кв. метров. Хочу подчеркнуть, что сейчас строители заканчивают дома, возведение которых началось 1,5-2 года назад. Рост объемов есть не везде, а кроме того, мы выявили тревожный тренд — вводится меньше жилья экономкласса. За первое полугодие прошлого года такого жилья было введено около 18 млн кв. метров, а сейчас — примерно 13 млн. Этот сегмент попал под серьезный удар в начале года, когда сильно выросла ключевая ставка ЦБ и стала менее доступной ипотека. Многие застройщики просто встали. Глубокое падение рынка предотвратили принятые Правительством РФ меры по субсидированию процентной ставки по ипотеке до 12%. Тем не менее у большинства застройщиков по-прежнему наблюдается падение спроса. И это неизбежно отразится на рынке новостроек в следующем году. В прошлом году строителям, конечно, есть чем гордиться: в 2014 г. введен рекордный объем жилья — более 83 млн кв. метров! Таких высоких показателей не было за всю историю страны, включая советский период. Повторить его в этом году вряд
ли удастся, ориентировочно планируем сдать около 70 млн кв. метров.

Все под контролем

— При таком высоком объеме вводимого жилья насколько количественный показатель соответствует качественному? Оцените современную систему контроля за строительством.

— Система контроля закреплена в Градостроительном кодексе РФ. Законом предусмотрена обязательность государственного строительного надзора в процессе строительства, реконструкции, капремонта объектов капитального строительства уполномоченным государственным органом. Это либо ФОИВы (Ростехнадзор, Минобороны, Росатом и прочие), либо органы исполнительной власти субъектов РФ. При этом государственному строительному надзору подлежат не все объекты: там, где получение госэкспертизы проектной документации не является обязательным, не обязателен и Госстройнадзор. В этой схеме, как показывает практика, есть слабые места.

По оценкам Минстроя России, те системы строительного надзора, которые существуют в субъектах РФ, существенно
отличаются по уровню: они имеют очень разный профессиональный состав, численность и даже статус в регионе. Это зависит от того, насколько серьезно руководство субъекта относится к вопросам контроля за строительством. Так быть не должно: система, обеспечивающая безопасность зданий и, следовательно, гарантирующая безопасность людей, должна работать четко, вне зависимости от позиции регионального руководителя. По сути, она не должна от него зависеть, как это происходит сейчас. Эксперты, которые входят в Общественный совет при Минстрое России, предложили выстроить централизованную систему архитектурно-строительного надзора под контролем нашего ведомства. Стройнадзор должен выйти из прямого подчинения региональных министерств и департаментов строительства и даже вице-губернаторов, курирующих строительную отрасль, и замкнуться напрямую на губернатора. Кроме того, целесообразно было бы пойти по пути Жилищного надзора, где должность жилищного инспектора региона согласуется министром строительства и ЖКХ РФ по представлению главного Госжилинспектора, которым является мой заместитель. Я не сторонник того, что из Москвы можно руководить всеми процессами в субъектах, поскольку сам долгое время работал в регионе и хорошо знаю ситуацию. Но при согласовании на федеральном уровне вырастает статус руководителя и возникает иное отношение к нему в регионе, появляется иное влияние. Этот подход в сфере надзора за жильем за год дал заметный эффект, думаю, что и в сфере строительного надзора это сработает. Ведь появляется конкретное лицо с высочайшим уровнем ответственности за эту работу.

— Если говорить об ответственности, то помимо органов власти за качество строительства должно отвечать и профессиональное сообщество через СРО и нацобъединения. Получается, что данная система дает сбой?

— Идея СРО мне близка и понятна, хотя у кого-то может сложиться впечатление, что министр строительства недемократичен и душит саморегулирование как институт. В идеале именно профсообщество должно регулировать вопросы контроля за качеством работы своих коллег. И такая система хорошо зарекомендовала себя во многих странах. Есть и в России отрасли, где она работает, — в нотариате например. А что касается стройки, то тут пока не получается: когда падают дома, никто не спрашивает, какая СРО выдала допуск строительной организации, а задают вопросы Минстрою, почему система не работает как надо. Хотя внешне все в порядке, многие СРО приняли, например, собственные стандарты осуществления того же строительного надзора. Проблема в том, что с самого начала СРО наделили достаточно большими полномочиями, но не прописали их ответственность за свою деятельность. Конечно, ситуацию можно выправить. Сейчас на выходе подготовленный Минстроем РФ законопроект, который накладывает субсидиарную ответственность саморегулируемых организаций по обязательствам своих членов, допущенных к выполнению работ по организации подготовки проектной документации или организации строительства, так называемых генподрядчиков. В этом случае, если возникает ситуация неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по договорам на архитектурно-строительное проектирование, строительство, реконструкцию или капремонт объектов капитального строительства, СРО разделят ответственность с теми, кому они выдали соответствующий допуск. Хочу подчеркнуть, что министерство настроено на активное сотрудничество с нацобъединениями. Мы работаем и с НОСТРОем, и с НОПРИЗом, особенно продуктивно это партнерство в части создания сводов правил и нормативной базы. Без профессионалов отрасли тут не обойтись.

Перемены неизбежны

— Централизация в строительстве набирает обороты: сейчас по поручению Владимира Путина, президента РФ, создается единый заказчик. Что это будет значить для отрасли?


— Эта очень важная работа. Минстрой России подготовил законопроект, направленный на оптимизацию процесса строительства федеральных бюджетных объектов и предусматривающий создание единого заказчика. Централизация функций позволит не только повысить качество подготавливаемой проектной документации, но и установить единые требования к технологическому заданию, заданию на проектирование и на выполнение инженерных изысканий и так далее. Централизация функций технического заказчика будет способствовать и повышению уровня контроля за деятельностью единого технического заказчика со стороны контрольно-надзорных органов, в том числе органов финансового контроля. Хочу отметить, что создание единого заказчика — это как раз тот случай, когда процесс идет не только сверху. В субъектах работают структуры, которые являются по сути единым заказчиком, это управления капитального строительства. В большинстве успешных с точки зрения строительства регионов, таких как Татарстан, Московская и Калужская области, город Москва, давно отошли от того, что медучреждения и образовательные объекты строят разные профильные ведомства. И я, будучи руководителем Ивановской областью, тоже принял решение перейти к единому — профессиональному — заказчику. Очень часто во всех бедах при строительстве винят подрядчиков, это стало общим трендом, хотя на самом деле во многих проблемах виноват именно заказчик. Строительный надзор закладывается в любую смету и осуществляется либо техзаказчиком, либо сторонней организацией. Но, как правило, эта конструкция не работает, и переход к единому заказчику, в рамках работы которого все процессы будут четко регламентированы, ситуацию поправит.

Кроме того, идет активная работа по наполнению баз данных типовых проектов и проектов повторного применения. С появлением единого заказчика сформируется четкая и прозрачная система, благодаря которой стоимость строительства типовых объектов не будет принципиально отличаться. Рассчитываем мы и на то, что с появлением единого заказчика решение вопросов с предоставлением жилья людям, потерявшим кров в результате чрезвычайных ситуаций, также станет прозрачнее.

— Грядут большие перемены — министерство строительства активно работает над нормативной базой, меняется система ценообразования. Чего ожидать строителям в будущем?

— Главное, что впервые в истории современной России нам удалось получить средства на государственное задание в области технического регулирования и сметного нормирования. Предстоит три года работы (средства выделены на 2015-2017 годы), результатом которой станет создание единой информационной системы данных, включающей в себя федеральный реестр сметных нормативов, информацию о стоимости основных материалов и ресурсов по территориям субъектов Российской Федерации. Это крайне важно: сегодня мониторится всего порядка 400 ресурсов, а наша задача к 2016 году контролировать 25 тыс. ресурсов, обновляя реестр ежеквартально, затем довести список до 70 тысяч. В идеале должны мониториться порядка 300 тыс. позиций, тогда мы будем реально понимать все, что происходит в системе ценообразования. Эта сфера станет абсолютно прозрачной, коррупционная составляющая полностью исчезнет.

Сейчас в профессиональном сообществе ведется дискуссия о принципах ценообразования. Основным методом сметного расчета сегодня является индексно-базисный, хотя более прогрессивным считается ресурсный, основанный на оценке реальной рыночной стоимости ресурсов. Казалось бы, нужно как можно скорее переходить на него, но ученые нас предостерегают: пока мониторинг ресурсов еще недостаточно полный, существует риск попасть в зависимость от поставщиков ресурсов. Поэтому процесс перехода на ресурс будет поэтапным, потребуется время, чтобы в полную силу заработала система мониторинга. Но сегодня уже есть пилоты, основанные на НЦКР (нормативы цены конструктивных решений). Вместе с Минтрансом и Росавтодором мы запустили четыре пилота: это Рублево-Успенское шоссе, дорога в обход Владимира и два участка ЦКАДа. По результатам этой работы мы сможем увидеть, что в этих НЦКРах нужно менять. Так что мы не ждем, развиваемся.

О кадрах

— Кадровый голод — весьма распространенное явление в строительной сфере, на объектах просто катастрофически не хватает профессиональных работников. Остро стоит вопрос о новых образовательных стандартах и более динамичном развитии строительной науки. Какие шаги в этом направлении предпринимает Минстрой России как курирующее данное направление ведомство?

— Конечно, от уровня профессионализма работников отрасли зависит почти все: какие бы хорошие законы и нормативы мы ни писали, если некому их выполнять, то не будет и успеха. Но мы активно работаем в этом направлении. В сфере ЖКХ, за которую министерство тоже отвечает, уже разработаны и утверждены 15 профессиональных стандартов, ведется разработка государственных образовательных стандартов высшего и среднего уровня. Такая же работа начата в сфере строительства. Мы плотно работаем с головным строительным вузом — Московским государственным строительным университетом.

Инициировано создание на его базе федерального строительного инновационного научно-исследовательского центра. Это будет крупнейший экспертно-диагностический и испытательный центр строительных конструкций, здесь будут проводиться фундаментальные научные исследования, создаваться новейшие программы подготовки кадров. Центр должен объединить представителей вузов и научно-технических организаций отрасли. На эти же цели будет работать новая технологическая платформа «Строительство», основанная на базе подведомственного министерству НИЦ «Строительство» и МГСУ. Без такого взаимодействия инновационное развитие нашей сферы невозможно. Однако только наших усилий и усилий минобразования и науки для решения вопросов подготовки кадров будет недостаточно, как бы активно мы ни работали. Надо понимать, сколько специалистов и каких готовить, нужно ориентировать учебный процесс на потребности конкретных предприятий. Поэтому здесь велика роль работодателя. Некоторое время назад были популярны программы поддержки предприятий, обучающих на своей базе студентов колледжей или техникумов. В Ивановской области, в городе Вичуга, был такой пример: строительная компания взяла колледж под опеку и получила средства на закупку оборудования для обучения. Такие программы надо поддерживать и возобновлять обязательно при активном участии реального сектора, которому в первую очередь нужны качественно подготовленные специалисты. Что касается действующих кадров, то здесь создается система переподготовки на базе Государственной академии повышения квалификации и переподготовки кадров для строительства и жилищно-коммунального комплекса совместно с Главгосэкспертизой и МГСУ. Профессиональный уровень экспертов нужно подтверждать. А люди должны иметь возможность обучаться, и такую возможность мы им обеспечим. Правда, и спросим: рассматривается возможность ввести индивидуальную ответственность ГАПов и ГИПов (главных архитекторов проектов и главных инженеров проектов) вплоть до уголовной. Если человек имеет право ставить свою подпись под проектом, то должен принимать на себя всю меру ответственности.

Преодолевая барьер

— Проблема административных барьеров была актуальной многие годы. Что вы можете сказать о современной выстроенной системе отношений?

— Профессиональное сообщество, застройщики в первую очередь, много лет жаловались на административные барьеры. Сейчас в этой области все заметно изменилось. Мы приняли исчерпывающий перечень процедур в жилищном строительстве, составили реестр этих процедур, описали, какая из них сколько стоит и когда применяется, объяснили, какой будет ответственность за требования вне рамок нашего перечня. В результате количество необходимых процедур в среднем сократилось на 22% и составляет порядка 18 процедур, а предельные сроки прохождения этих процедур уменьшились на 23% и составляют 209 дней. Перечень насчитывает 141 процедуру, но до конца 2015 года Минстрой России планирует отменить или оптимизировать еще порядка 40, кроме того, мы разрабатываем исчерпывающие перечни в строительстве линейных объектов — инженерных сетей. В ближайшее время планируется завершить совместную с Минэнерго России работу по перечню в отношении сетей электроснабжения. Затем в плане — сети водоснабжения и водоотведения. В следующем году — сети теплоснабжения и газоснабжения. Но сейчас уже очевидно, что административные барьеры составляют для застройщиков все меньшую проблему. В регионах власти понимают, что строительство — слишком важный сегмент работы, локомотив экономики. Ведь любому губернатору и мэру известно: на одно рабочее место в стройке создается еще как минимум семь мест в смежных отраслях.

Сейчас у нас другая беда — отсутствие пятен застройки под комплексное освоение территорий, оснащенных дорогами, инженерией и иной инфраструктурой. Сейчас министерство разрабатывает такую меру, как обеспечение участков инженерной инфраструктурой, которая будет предложена на рассмотрение Правительства России. Частично на этот вызов мы уже отвечаем программой «Жилье для российской семьи». Хотя эта программа сейчас испытывает трудности из-за слишком высокой стоимости денег для застройщиков, банки вообще с огромной неохотой кредитуют строительство.

— Ведется ли работа для изменения данной ситуации и снижения ставки для застройщиков?

— Это главная задача, мы ищем механизм субсидирования процентной ставки кредитов для застройщиков, в первую очередь при строительстве инженерных сетей. Уже подготовлены спецпрограммы, например в рамках программы АИЖК — «Стимул». Но этого мало. Будем искать дополнительные возможности поддержать застройщиков.

В юбилейный год

— Что бы вы хотели пожелать строителям в их профессиональный праздник?

— Совместная задача государства и строителей — создать для граждан нашей страны комфортные условия для жизни. День строителя — праздник многих профессий, среди которых есть архитекторы и каменщики, инженеры и проектировщики. Строительству всегда будет принадлежать одно из самых высоких и почетных мест в созидательном труде человека. Думаю, что мы вместе преодолеем трудности, найдем способы поддержать отрасль. Желаю коллегам крепкого здоровья и удовлетворения от той работы, которую они делают!
Поделиться:
Логотип Вестник Поволжье
Не пропустите новые публикации.
Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен!
Не пропустите новые публикации.
Подписывайтесь на наш Телеграм-канал!