Вестник. Поволжье

Николай Васильев: «Генплан — не застывшая картинка»

Николай Васильев: «Генплан — не застывшая картинка»

31 декабря 2012 года истекает срок, когда каждый из регионов страны должен окончательно утвердить документы, регулирующие дальнейшее территориальное планирование

31 декабря 2012 года истекает срок, когда каждый из регионов страны должен окончательно утвердить документы, регулирующие дальнейшее территориальное планирование. Впрочем, Минрегион России готовит законопроект об изменениях в Градостроительный кодекс: сроки утверждения генпланов городов предполагается перенести на 31 марта 2013 года, сельских поселений — до 31 декабря 2013 года. Причина переноса — низкая стадия готовности документов во многих субъектах. О том, как идет процесс утверждения градостроительной документации в Татарстане, в интервью журналу «Вестник. Татарстан» рассказал начальник управления архитектуры и градостроительства Минстроя РТ Николай Васильев.

— Николай Георгиевич, на каком этапе находятся разработка и утверждение документов территориального планирования муниципальных образований республики?

— Документы территориального планирования, а это схемы терпланирования районов, генпланы поселений и городских округов разработаны. Многие генпланы утверждены и работают. Остальные находятся в стадии согласования.
Если говорить о сложностях, то особенность нашей республики — большое число поселений. Мы в этой части абсолютные лидеры. По сравнению с другими регионами нам требуется в разы больше разработанных, согласованных в установленном порядке и утвержденных документов.
Но генплан — не застывшая картинка. Представление, что когда-то прозвенит звонок и все будет окончательно разработано и утверждено — иллюзия. Понятие жесткого генплана должно уходить из сознания, в первую очередь, представителей органов управления и законодателей. В условиях рынка особенно важно учитывать возникающие предложения инвесторов. Не менее важен учет мнения населения. Нужна своевременная корректировка вектора развития города, поселения как развивающегося организма.

— Тогда для чего законодателями был установлен конечный срок?

— Прежде всего, для фиксации определенного этапа приведения документации к требованиям Градостроительного кодекса РФ. Установление срока всегда дисциплинирует. Хотя, справедливости ради надо сказать, что срок введения в действие данного ограничительного механизма уже неоднократно переносился.
Согласно закону, в случае отсутствия документов градостроительного планирования после установленной даты, исполнительная власть будет ограничена в правах на подготовку проектов планировки, т. е. на преобразования соответствующей территории. Если населенный пункт не предполагает планировочного развития, то у него нет необходимости в срочной разработке документации. Таких населенных пунктов в республике 103. Правила землепользования и застройки устанавливают регламенты работы для конкретных зон на территории поселений. За основу нашего градостроительного законодательства был принят принцип зонинга, характерного для американского земельного и градостроительного права, существенно отличающегося от европейских стандартов градорегулирования. Генплан, если не вдаваться в детали и правовые последствия его принятия, существовал и раньше, но традиций правового зонирования в нашем законодательстве не было. Переход на такой вид управления территорией происходит не просто — потребуется время не столько на разработку правил для всех поселений, сколько на практическое внедрение механизма реализации предусмотренных процедур.

Определенные сложности возникают сегодня при работе в соответствии с Градкодексом РФ — переход от планировки территории к застройке пока еще нельзя назвать достаточно урегулированным. Вероятно, что в закон вернется понятие «проект застройки», определяющее архитектурно-пространственное решение застройки, использование земельных участков, параметры объектов транспортной и инженерной инфраструктуры, решения по благоустройству и озеленению территории, линии регулирования застройки.

— Согласно опросу, проведенному нашим журналом в июле, некоторым муниципальным образованиям не хватает финансирования для подготовки градостроительной документации. Какие районы имеют проблемы, и оказывает ли Минстрой РТ им помощь?

— В соответствии с законодательством финансирование разработки документов на уровне конкретного поселения производится из его бюджета. Денег не хватает всегда, но как расходовать средства — вопрос приоритетов деятельности поселения. Поскольку сроки завершения разработки генпланов неоднократно переносились, время решить этот вопрос было, к тому же речь идет об относительно небольших затратах. Но если в представлении сотрудников исполкомов, предлагающих на утверждение проект бюджета, разработка документации — дело необязательное, решение откладывается на последний момент, когда денег в бюджете уже не остается. С этой формулировкой чаще всего и приходят обращения в министерство. Но у Минстроя РТ никаких средств «про запас» не бывает. Республиканские средства на разработку градостроительной документации выделялись в рамках программы капитального строительства. Ранее была подготовлена Схема территориального планирования РТ, схемы территориального планирования районов, а также шло софинансирование разработки генпланов районов республики. Средств из бюджета республики на подготовку документации территориального планирования для районов было выделено больше, чем выделили бюджеты районов. Сегодня найти основание для предоставления финансирования на градостроительную документацию из республиканского бюджета сложно. Как правило, это обосновано лишь для районов, где схемы терпланирования и генпланы уже утверждены, но требуется корректировка. Например, приказанские районы, где идет интенсивное развитие, и размещаются объекты регионального значения. Или нефтедобывающие районы, где не успевают освобождать земли, предусмотренные генпланом под застройку после выработки скважин. Приходится пересматривать документацию.

Районы РТ — лидеры по подготовке градостроительной документации

Район Поселений ГП утверждено ГП на согласовании ГП в разработке
Нижнекамский 17 3 0 I4
Бугульминский 19 2 I2 5
Зеленодольский 26 2 I I9
Сармановский 23 2 0 2I
Спасский 18 2 0 I4
Казань 1 1 0 0
Набережные Челны 1 1 0 0

Источник: Минстрой РТ

— Некоторые города, в частности Набережные Челны, имеют сложности в реализации социальных программ — не хватает территорий под жилищную застройку. Как вы оцениваете реализацию механизма градостроительной политики в плане выделения земельных участков для социальных программ в городах и районах республики?

— Выделением земельных участков занимаются органы местного самоуправления и Минземимущество РТ. Очевидно, что реализация любой программы, если она заранее не предусмотрена генпланом, и отсутствует резерв земельных участков, сталкивается с объективными трудностями. Многие подходящие участки уже чем-то обременены, в том числе намерениями или действиями инвесторов либо собственников. Решение в каждом случае индивидуально. Например, в приказанской зоне есть федеральные земли, передаваемые под застройку через соответствующий федеральный фонд.
В Челнах, где такого резерва нет, вопрос решается путем согласования планов использования земель с соседними районами.
Ситуация осложняется, когда должно быть предоставлено право выбора, например по программе предоставления земель под индивидуальную застройку многодетным семьям. Если у муниципалитета нет резерва начатых освоением земельных участков, осваивать заново несколько территорий — дорогостоящее мероприятие. Туда нужно проводить коммуникации, предусмотреть социальную инфраструктуру. Распыление средств чревато долгостроем.

— Как вы оцениваете деятельность Союза архитекторов РТ?


— Особенность Татарстана — наличие двух секций Союза архитекторов России — в Казани и в Набережных Челнах. Они самостоятельно работают, но постоянно взаимодействуют. И это неплохо, ведь формируются два непохожих друг на друга творческих объединения. В Челнах, в связи с тем, что это новый город, преобладает более креативный подход. Казанская секция имеет давние традиции. Однако мне кажется, что в ближайшие годы в творческом союзе в республике грядут определенные изменения. Состав архитекторов заметно помолодел. При этом представительные фигуры действуют на творческом олимпе довольно давно. Закономерно, что скоро молодая плеяда архитекторов будет активно входить в управление и в жизнь союза.

— Сильны ли сегодня проектные саморегулируемые организации, работающие в Татарстане?

— В Татарстане активно работают несколько проектных СРО. Претензий к членам местных организаций немного, хотя мы рассматриваем на градостроительных советах проекты с точки зрения качества архитектурных решений. Гораздо больше претензий у нас возникает к «варягам». У них чаще наблюдается коммерческое, равнодушное отношение к территории. Нередко это представители не очень значимых проектных контор, работающих на условиях демпинга. Сегодня уже накопилось некое «досье» на проектные организации. А ведь имидж для проектного дела очень много значит. Все чаще на советах задается вопрос, какое СРО представляет архитектор. Ведь многое зависит от того, как организация следит за качеством работы своих членов.
Поделиться:
Логотип Вестник Поволжье
Не пропустите новые публикации.
Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен!
Не пропустите новые публикации.
Подписывайтесь на наш Телеграм-канал!