Вестник. Поволжье

Футбол круглый год

Футбол круглый год

Как заставить стадион работать 365 дней в году?

Опыт украинского Донецка, принимавшего у себя чемпионат Европы по футболу 2012 года, можно спроецировать и на российские города-хозяева ЧМ-2018 и тем самым получить ответ на вопрос: нужны ли им новые стадионы или лучше направить бюджетные средства на возведение социальных объектов — больниц, школ, детских садов и т.д.? Зачем вообще российским городам ЧМ? Так ли уж ощутимо и эффективно то наследие, которое остается им после глобальных спортивных форумов?

Летом 2012-го в Донецке прошло пять игр финальной стадии чемпионата Европы по футболу. Через год после этого события мы можем смело констатировать, что ключевым его результатом стало появление города на мировой туристической карте. У среднестатистического европейца уже не возникает вопроса: «Донецк? А где это?» У наших гостей остались самые лучшие воспоминания о городе благодаря уникальной атмосфере футбольного праздника и украинского радушия, которые царили в Донецке в это время. И это несмотря на негативный информационный фон, созданный в британских СМИ за несколько месяцев до чемпионата. Его апогеем стало интервью бывшего защитника сборной Англии Сола Кэмпбелла: «Мой совет английским болельщикам: останьтесь дома, посмотрите турнир по телевизору. Даже не думайте рисковать и ехать в Донецк, ведь это может кончиться тем, что вы вернетесь оттуда в гробу».

А кончилось тем, что рискнувшие приехать в Донецк британцы пронесли по центру города гроб с манекеном, названным ими Sol Campbell, распевая при этом развеселую песню о том, что Сол был, мягко говоря, неправ в своих суждениях и рекомендациях. Фактически их, европейских футбольных фанатов, привыкших к жесткому отношению со стороны полиции у себя дома, в Донецке ожидал совершенно другой прием: еда и пиво — очень вкусные и по западным меркам вовсе недорогие, дончане — гостеприимные и добродушные, милиция — вежливая и закрывающая глаза на мелкие фанатские шалости вроде купания в фонтане или многочасового скандирования речовок на центральной площади Донецка. В какой-то мере трансформация восприятия европейскими болельщиками нашего города и стадиона нашла свое отражение в победе «Донбасс Арены» в номинациях «Самый безопасный стадион Евро-2012» и «Самый комфортный стадион Евро-2012». Роль стадиона в формировании имиджа принимающего города — определяющая. Собственно говоря, не будь в Донецке такого стадиона, как «Донбасс Арена», он бы не получил право на Евро — настолько велика была конкуренция со стороны соседей — Одессы и Днепропетровска. Вывод: если любой из российских городов-хозяев ЧМ-2018 хочет появиться на мировой туристической карте, то строительство собственного комфортного футбольного стадиона — самый быстрый способ для достижения этой цели. Мне могут возразить: а не слишком ли высока плата за известность? Действительно, возведение нового стадиона потянет, как минимум, на 12 млрд рублей. Но раз уж решение принято, встает другая задача — извлечь из стадионного проекта максимальные дивиденды как в имиджевом, так и в экономическом плане. При этом нужно быть реалистами: вернуть капитальные инвестиции в сооружение стадиона в обозримом будущем нереально — мы не Западная Европа с ее миллиардными оборотами в футбольной экономике. Однако сделать стадион, как минимум, безубыточным в операционном плане (когда генерируемые стадионом текущие доходы покрывают затраты на его содержание) вполне возможно в наших реалиях, и опыт «Донбасс Арены» служит этому прямым подтверждением: мы уже в первый сезон вышли на операционную прибыль. Для этого необходимо выполнение ряда условий. Наиболее значимые из них:
1. Команда эксплуатации будущего стадиона должна появиться как можно на более ранней стадии проекта.
2. Основной пользователь стадиона (арендатор) также должен войти в проект на максимально ранней стадии.
3. Стадион должен строиться с прицелом на работу в режиме «постЧМ-2018», а не «только ЧМ-2018».

Расшифруем эти условия. Первый пункт. Не секрет, что цели у строителей стадиона сугубо приземленные — максимально полно освоить выделенные бюджеты и максимально быстро подписать акты приема-передачи объекта в эксплуатацию. О том, что будет после сдачи объекта, строители не думают. Единственный, кого это волнует, — оператор, которому предстоит эксплуатировать стадион. Но для этого оператор должен быть уже учрежден, в его штат должны войти компетентные функциональные специалисты (желательно с практическим опытом работы по управлению стадионами), и самое главное — оператор должен иметь полномочия для внесения в проект нужных ему корректив. Без полномочий стадион будет проектироваться и строиться так, как это удобно и выгодно проектировщикам и строителям, а они об удобстве эксплуатации объекта думают в самую последнюю очередь. Если посмотреть на стадионы предыдущих чемпионатов мира по футболу, то можно найти множество примеров «памятников» безудержному полету фантазии архитекторов («Хочу, чтобы было красиво!») или самолюбованию заказчиков-градоначальников («Хочу, чтобы меня помнили в веках!»). Они фактически заброшены, а многомиллионные инвестиции выброшены на ветер.
Второй и третий пункты тесно взаимосвязаны, так как стадион должен строиться под конкретного пользователя — местный футбольный клуб, а не под разовое мероприятие — ЧМ-2018. Поэтому акцент в проекте необходимо сделать именно на основной режим работы стадиона — быть домашней ареной для ФК. Если это базовое правило нарушается, то после чемпионата город и регион получат «черную дыру» для бюджета. За примерами ходить далеко не стоит — красивая, удобная и многофункциональная арена, которая была построена во Львове под Евро-2012 и которая до сих пор простаивает, не имея своего основного арендатора. Когда же стадион проектируется и строится в качестве домашней арены для футбольного клуба, причем к проекту привлечены как представители оператора, так и ФК, можно рассчитывать на успех. Эксперты оператора «подчистят» проект на предмет избыточности или недостаточности тех или иных площадей, оптимизируют его инфраструктуру, заставят строителей выполнять свои же нормы и правила. Присутствие в команде проекта футбольных менеджеров позволит создать арену, которая станет основой для долгосрочного и успешного развития футбольного клуба: не зря все футбольные институты (как ФИФА, так и УЕФА) подчеркивают роль стадиона как ключевого актива в стратегии развития ФК.

Именно такой сценарий и хочется пожелать городам, которые будут принимать чемпионат мира по футболу 2018 года. ЧМ — это не только сложнейшие вызовы, но и огромные возможности. Возможность появления города на туристической карте Европы. Возможность открытия в городе спортивного объекта, который станет его визитной карточкой. Возможность создания комфортных условий как для болельщиков, так и для игроков местного ФК. Возможность планомерного прогресса родного клуба и его выхода в евро-кубки. Возможность популяризации спортивного образа жизни среди населения, системного развития детского футбола. Наконец, возможность зарабатывания не только на футболе, но и путем коммерческого использования стадиона в режиме «нефутбол», благо современные многофункциональные спортивные сооружения обладают для этого рядом уникальных возможностей.

История «Донбасс Арены»

«Донбасс Арена» — первый в Украине и Восточной Европе стадион, спроектированный и построенный в соответствии со стандартами УЕФА для стадионов категории «Элит». Дизайн арены разработала компания «АрупСпорт». Генподрядчиком выступила турецкая компания ENKA. Строительство началось в 2006 году, а завершилось в 2009-м. Для возведения арены в столь короткие сроки на стройплощадке в отдельные периоды было задействовано до 1600 человек одновременно.
Поделиться:
Логотип Вестник Поволжье
Не пропустите новые публикации.
Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен!
Не пропустите новые публикации.
Подписывайтесь на наш Телеграм-канал!