Ни для кого не секрет, что Поволжье — один из крупнейших в России центров добычи и переработки углеводородов, здесь давно и успешно работают гигантские предприятия, которые постоянно вкладывают серьезные средства в свое развитие. Сразу несколько проектов можно смело отнести в категорию «мега» в масштабах всей страны.
2021 год стал для экономики Приволжского федерального округа, как, впрочем, и для всей России, годом постковидного восстановления деловой и инвестиционной активности. По данным Росстата, в большинстве ключевых сегментов экономики (промышленное производство, транспорт, добыча полезных ископаемых, машиностроение, туризм, сельское хозяйство) наблюдался ощутимый рост. В целом экономика выросла на 8%, что во многом объясняется «эффектом низкой базы» (по уже упомянутой выше причине пандемии коронавируса), однако даже на этом фоне динамика довольно впечатляющая.
Если посмотреть на экономический рост в разрезе регионов, то у некоторых волжан результаты и вовсе превосходные. Например, по такому показателю, как индекс промышленного производства, Ульяновская область выросла сразу на 17%, Кировская — на 13%, Нижегородская — на 12%, Саратовская — на 11%.
Во многом прочное экономическое положение регионов Поволжья обеспечивается постоянным притоком инвестиций, этот показатель также растет год от года. Примечательно, что по итогам 2021 года сразу пять регионов ПФО попали в топ-15 лучших в национальном рейтинге состояния инвестиционного климата, которое ежегодно представляют эксперты из Агентства стратегических инициатив. На высоком втором месте Татарстан, на пятом — Башкортостан, причем республика третий год подряд продемонстрировала положительную динамику в рейтинге. Также высоко забрались Нижегородская, Самарская и Ульяновская области.
Интроверты от экономики. Понятно, что повторить успех в этом году будет сложно — Поволжье традиционно было одним из лидеров по части привлечения иностранных инвестиций, такие гиганты, как, например, КАМАЗ и АвтоВАЗ выстраивали производственные процессы во многом с опорой на зарубежные технологии и деньги, стали центрами притяжения зарубежного капитала многочисленные особые экономические зоны и ТОСЭРы. Тем не менее отечественные предприятия показывают позитивный настрой и твердо рассчитывают вернуться к росту — не в этом, так в 2023 году точно. А запас прочности у экономики Приволжского федерального округа даже без инвесторов из ЕС и США довольно высок, тем более что прозорливые волжане активно взаимодействовали не только с западными компаниями, но и, например, с Турцией, а также с арабскими государствами. Сейчас эта ставка на Восток может оказаться решающей. Впрочем, рассчитывать, как всегда, придется в первую очередь на свои силы.Как отмечают эксперты, в режиме, когда мировая экономика входит в зону турбулентности, решающее значение для экономики как государств, так и отдельных регионов будет иметь внутренний спрос. В этом отношении инвестиционный портфель Поволжья можно считать довольно актуальным. Согласно данным аналитического центра холдинга «ЕвроМедиа», крупнейшим по сумме инвестиций проектом является автомагистраль «Москва — Казань». В этом проекте в свое время были особенно заинтересованы китайцы, которые хотели иметь альтернативный маршрут поставок своей продукции в Европу. По очевидным причинам сейчас этот фактор потерял свою актуальность, однако внутреннее развитие страны тоже никто не отменял. В частности, к примеру, эта дорога позволит сократить передвижение между центрами Москвы и Нижнего Новгорода до 100 минут — это ненамного дольше, чем добираться до аэропорта Шереметьево. Пока заявленная сумма инвестиций составляет 620 млрд рублей, однако уже понятно, что, как и в других случаях крупного дорожного строительства в России, итоговая смета будет гораздо объемнее. Так что лидерству этого проекта в ближайшие годы в ПФО ничего не угрожает.
«Роснефть» активно занимается модернизацией своих самарских активов: эти проекты должны повысить эффективность и экологическую безопасность предприятий. Так, на Новокуйбышевском НПЗ «Роснефти» строится крупнотоннажный комплекс гидрокрекинга. Планируется строительство установки первичной перегонки нефти и производства гранулированной серы, рассказывал ранее министр промышленности и торговли Самарской области Андрей Шамин. Главный инженер АО «Новокуйбышевский НПЗ» Максим Романов ранее говорил местным СМИ, что строительство новых объектов увеличит глубину переработки нефти до 95%, выход светлых нефтепродуктов должен вырасти до 75%. Глобально же перед предприятием инвестор ставит задачу по максимуму сократить производство мазута в пользу автомобильных бензинов, а также дизельного и реактивного топлива. Схожие процессы идут и на других предприятиях «Роснефти». На Сызранском НПЗ строится крупнотоннажный комплекс каталитического крекинга, а также комплекс гидроочистки дизельного топлива, установка производства серы и блока очистки сероводорода. Крупнотоннажный комплекс гидропроцессов возводится на Новокуйбышевском заводе масел и присадок, выпускаемые масла здесь, по планам «Роснефти», по своим качествам в результате реализации проекта будут соответствовать самым высоким мировым стандартам.
А один из крупнейших инвесторов Поволжья и ключевой для Республики Татарстан — ПАО «Татнефть» продолжает реализацию проекта нефтегазохимического комплекса, который, как обещают в компании, и по масштабам, и по деньгам превзойдет еще одну великую татарскую стройку — нефтеперерабатывающий комплекс «Танеко». В интервью ТАСС глава компании Наиль Маганов сообщил, что компания планирует инвестировать в создание комплекса около 570 млрд руб., мощность переработки составит около 3 млн тонн в год. Первый этап создания нефтегазохимического комплекса, в рамках которого построен первый в России завод по выпуску малеинового ангидрида, уже завершен.
В целом же, если взглянуть на картину крупнейших инвестиционных проектов комплексно, то невооруженным глазом заметен крен в сторону производства импортозамещающей продукции и повышения эффективности уже существующих предприятий. Именно этот тренд будет доминирующим и в ближайшие годы — наша экономика все больше опирается на собственные силы как в части инвестиций, так и в части потребления. И если до 2022 года этот тренд в эпоху, как казалось, победившего мирового глобализма мог показаться неочевидным, то сейчас уже ясно, что именно этот путь ожидает нас в перспективе как минимум 10-15 лет.
20 крупнейших инвестиционных проектов Приволжского федерального округа
N° | Название проекта | Регион | Сумма инвестиций, млрд рублей |
1 | Строительство скоростной автомобильной трассы Москва — Казань | Нижегородская область, Чувашия, Татарстан | 620 |
2 | Модернизация действующих и строительство новых технологических установок на предприятиях ПАО «НК «Роснефть» | Самарская область | 590,8 |
3 | Строительство и развитие нефтехимического кластера «Татнефть» | Татарстан | 570 |
4 | Строительство и модернизация объектов ПАО «Нижнекамскнефтехим» | Татарстан | 414 |
5 | Строительство и развитие Усольского калийного комбината и разработка месторождения калийно-магниевых солей | Пермский край | 190 |
6 | Строительство жилого комплекса «Южный город» | Самарская область | 170 |
7 | Строительство электрометаллургического комплекса «Эколант» | Нижегородская область | 150 |
8 | Строительство комплекса глубокой переработки углеводородов (FCC) на площадке НПЗ «ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез» | Пермский край | 115 |
9 | Строительство комплекса переработки нефтяных остатков на базе НПЗ «Лукойл-Пермнефтеоргсинтез» | Нижегородская область | 90 |
10 | Строительство завода по производству минеральных удобрений «СПК Горный» | Саратовская область | 80 |
11 | Комплексная застройка жилого района по ул. Б. Хмельницкого | Чувашская Республика | 65 |
12 | Строительство комплекса по производству полимеров на базе НПЗ «ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез» | Нижегородская область | 61 |
13 | Развитие Восточного участка Оренбургского нефтегазоконденсатного месторождения | Оренбургская область | 50,9 |
14 | Модернизация производственной и логистической инфраструктуры ПАО «Тольяттиазот» | Самарская область | 50,3 |
15 | Расширение линии сборки кабин, развитие производства двигателей, освоение беспилотных автомобилей ПАО «КАМАЗ» | Республика Татарстан | 50 |
16 | Комплексная застройка жилого района «Новый город» | Чувашская Республика | 38,7 |
17 | Строительство завода ОСП-плит «СибайПлитПром» | Республика Башкортостан | 24,7 |
18 | Строительство установки замедленного коксования «Башнефть-УНПЗ» | Республика Башкортостан | 41,3 |
19 | Строительство подземного рудника и отработки запасов Подольского медно-цинкового месторождения |
Республика Башкортостан | 45,9 |
20 | Строительство IV очереди Южного обхода Нижнего Новгорода | Нижегородская область | 23,5 |
Как мы считали. В рейтинг вошли инвестиционные проекты, реализуемые на территории Приволжского федерального округа РФ в настоящее время. Основанием для ранжирования послужила сумма инвестиций в рублях. Информация для составления рейтинга предоставлена региональными органами исполнительной власти, а также взята со специализированных инвестиционных порталов соответствующих регионов. Редакция будет признательна за дополнения и уточнения. Рейтинг носит ознакомительный характер и может использоваться только в частном порядке.
Редакция будет признательна за дополнения и уточнения. Рейтинг носит ознакомительный характер и может использоваться только в частном порядке.