Вестник. Поволжье

Рустам Минниханов: «К 2016 году мы хотим выйти на объем валового регионального продукта в 2 триллиона рублей»

Рустам Минниханов: «К 2016 году мы хотим выйти на объем валового регионального продукта в 2 триллиона рублей»

Превратить Татарстан в регион, привлекательный для инвестиций, бизнеса и талантов, — стратегическая задача

Превратить Татарстан в регион, привлекательный для инвестиций, бизнеса и талантов, — стратегическая задача, сформулированная президентом республики Рустамом Миннихановым еще при вступлении в должность. Формирование инвестиционной привлекательности, опережающая подготовка индустриальных площадок, снижение административных барьеров, повышение доверия к власти — все это уже сейчас позволяет привлечь в Татарстан ведущие зарубежные технологии, модернизировать основные секторы экономики республики и сконструировать инновационную инфраструктуру. О ходе реализации Стратегии развития Татарстана до 2015 г., экономическом эффекте от проведения Универсиады и инновационных проектах глава республики рассказал в эксклюзивном интервью Отраслевому журналу «Вестник».

— Нефтедобыча — один из главных источников пополнения бюджета республики. При этом Татарстан в русле задач, поставленных президентом страны Владимиром Путиным для России в целом, последовательно снижает сырьевую ориентированность экономики региона, одновременно наращивая производство продукции предприятий нефтепереработки. В Стратегии развития Татарстана до 2015 г. говорится, что к 2016 г. в республике объем промышленной продукции может составить 2 трлн рублей. Как эта задача будет решена на практике? Какие предприятия являются ключевыми для реализации поставленных Стратегией задач?

— Нефтедобыча была, есть и будет локомотивом нашей экономики. От работы нефтегазовой отрасли зависит благосостояние страны. Нефтедобыча — основной источник пополнения республиканского бюджета, инвестиции в проекты, гарантированные поставки сырья для нефтепереработки и нефтехимии. Одна только компания «Татнефть» обеспечивает 27% добавленной стоимости республики и 30% поступлений от совокупного налога на прибыль в республиканский бюджет. Почему в кризисные годы мы сумели сохранить предприятия машиностроения, строительный комплекс? Во многом благодаря заказам нефтяников. Предприятия нефтегазохимического комплекса наиболее динамично развиваются в промышленном комплексе республики. Активнее они и в инвестиционном плане. В общем объеме отгруженных товаров собственного производства по республике их продукция имеет наибольший удельный вес. В результате последовательно реализуемой стратегии снижения сырьевой ориентированности, создания инновационной диверсифицированной экономики с 2000 г. доля продукции нефтяной промышленности сократилась с 41% до 28%. При этом доля продукции предприятий нефтепереработки увеличилась с 19,6% до 31,5%. В 2011 г. мы перешли порог в 1,3 трлн рублей, заработав их на промышленной продукции. Считаем, что этого недостаточно для тех планов, которые мы перед собой ставим. Поэтому наша программа социально-экономического развития разработана с учетом того, чтобы к 2016 г. выйти на объем валового регионального продукта в 2 трлн. Перспективы развития якорных предприятий — «Татнефти», «Таиф-НК», «Нижнекамскнефтехима», «Казаньоргсинтеза» — говорят о том, что это реально. Уже сейчас нефтегазохимический комплекс дает нам более 60% объема промышленной продукции. Это и будет главной точкой роста.

С выходом на проектную мощность ОАО «ТАНЕКО» (комплекс нефтеперерабатывающих и нефтехимических заводов в Нижнекамске) объем нефтепереработки в России вернется на максимальный после 1992 г. уровень. А Татарстан по этому показателю действительно станет шестым регионом в стране. По оценкам экспертов, сегодня «ТАНЕКО» является одним из масштабных проектов в нефтеперерабатывающей промышленности на постсоветском пространстве. Реализация этого проекта позволит, с одной стороны, уменьшить долю высокосернистой нефти в экспортных поставках, а с другой — экспортировать уже не нефть, а нефтепродукты высокого качества.

В первом полугодии 2013 г. мы планируем завершить строительство комплекса гидрокрекинга с производством смазочных масел. В настоящее время приступаем к реализации проекта строительства комплекса глубокой переработки тяжелых остатков. С вводом этого комплекса в эксплуатацию максимально увеличится выпуск светлых высоколиквидных нефтепродуктов. Глубина переработки нефти увеличится до 97%. Появятся новые мощности по производству моторных топлив, соответствующих стандарту «Евро-5». Затем построим нефтехимический завод по выпуску ароматических углеводородов и пластиков. Кроме того, «ТАНЕКО» будет поставлять сырье для нефтехимических предприятий Татарстана. Когда мы реализуем все эти проекты, то половину всей добываемой у нас нефти сможем перерабатывать в республике.

— Одна из задач Стратегии развития республики — создание инновационной диверсифицированной экономики, чтобы ослабить зависимость от одного, пусть и мощного сегодня источника пополнения казны. Насколько решению этой задачи способствует создание особых экономических зон, технополисов и технопарков?

— Мы выбрали конкурентоспособную модель экономики и взяли курс на инновационное развитие. К 2016 г. мы должны достигнуть роста промышленности в два раза. Обеспечить эти показатели должны достигнутая на сегодня интенсивность промышленного производства, наш потенциал развития высокотехнологичных производств и формирования научно-инновационной системы, значительные объемы привлекаемых в республику инвестиций.

Я считаю, что формула успеха региональной политики заключается в диверсифицированной экономике с развитым обрабатывающим сектором. Для Татарстана приоритетным направлением по-прежнему остается развитие секторов, определяющих промышленный потенциал. Это, прежде всего, нефтехимия и машиностроение, которые вносят основной вклад в развитие промышленности. Среднегодовые темпы в производстве нефтепродуктов составят, в соответствии с прогнозом, порядка 130%, в производстве транспортных средств — 109%, в химическом производстве — 106%. На территории Елабужского муниципального района размещена особая экономическая зона «Алабуга», которая вносит все более заметный вклад в развитие республики. С точки зрения развития автомобилестроения, для экономики Татарстана важнейшим и перспективным является создание совместного предприятия Ford-Sollers по производству пассажирских и легких коммерческих автомобилей марки Ford. Привлечение нового стратегического партнера Ford Motor Company стало возможным благодаря тому, что в республике создана благоприятная среда для привлечения инвестиций. Успешно действуют не только особая экономическая зона «Алабуга», но и пять технопарков, три технологических и два индустриальных парка, технополис «Химград», девять бизнес-инкубаторов. Вся эта инфраструктура позволяет нам привлекать компании с новыми технологиями и системами управления производством, в республике появляется конкурентная продукция.

— Федеральный центр поддержал республику в ее стремлении провести летнюю Универсиаду в июле 2013 г. и другие инициативы, связанные с проведением спортивных мероприятий международного уровня: в 2015 г. — чемпионат мира по водным видам спорта, а в 2018 г. — чемпионат мира по футболу. Принесут ли все эти мероприятия, кроме духа здорового спортивного соперничества, экономические дивиденды?

— Бесспорно, XXVII Всемирные летние студенческие Игры 2013 г. — один из ключевых проектов Казани, который оставит после себя грандиозное наследие. В рамках подготовки к Универсиаде-2013 ведется работа по 50 направлениям, каждое из которых призвано сделать Игры не просто спортивным соревнованием, но событием, которое изменит жизнь казанцев к лучшему. Уже сейчас мы можем говорить о том, что в городе создана уникальная спортивная инфраструктура международного уровня, которая доступна каждому жителю города. Существенно расширятся связи Казани с крупнейшими центрами в сфере культуры, взаимодействие с которыми станет систематическим. Благодаря бренду Универсиады столица Татарстана улучшит свои позиции на международной арене и станет намного более узнаваемой во всем мире. Кроме того, в преддверии Игр создаются новые рабочие места и готовятся молодые кадры — они, несомненно, понадобятся перед международными спортивными турнирами, которые будет принимать Казань в ближайшие несколько лет. Приказом Минспорттуризма России в Казани создан Международный образовательный центр Международной федерации студенческого спорта (FISU), который уже функционирует на базе Поволжской государственной академии физической культуры, спорта и туризма и является первым в истории международного студенческого спорта. Миссией нового учреждения стал сбор, анализ и хранение знаний в области студенческого спорта, а также трансляция опыта FISU для российских и международных специалистов. В Международной федерации студенческого спорта называют образовательный центр главным наследием будущей Универсиады.

Открытие нового центра даст мощный толчок к развитию спортивного менеджмента в Татарстане. Татарстанские студенты смогут участвовать в международных спортивных программах, причем не просто в качестве рядовых участников, а руководителей проектов. Одновременно в новом образовательном центре смогут обучаться и студенты из других стран, что позволит FISU позиционироваться не только как международной федерации, которая занимается организацией крупного спортивного мероприятия, но и как организации с серьезными образовательными основами. А как в преддверии Универсиады меняется Казань! Строятся новые станции метро, километры новых дорог, современные транспортные развязки, которые позволят избавить город от пробок. Все это уже сегодня часть наследия Универсиады-2013. После завершения Игр в нашем городе пройдет чемпионат мира по водным видам спорта 2015 г. и матчи чемпионата мира по футболу 2018 года.

Мы давно мечтали о создании в республике крупного студенческого кампуса — комфортного и современного. Благодаря Универсиаде у нас появилась такая возможность, и в 2010 г. первые 5 тысяч студентов уже стали жителями Деревни Универсиады. Это объект, который мы с гордостью демонстрируем всем нашим гостям и видим неподдельный восторг и даже зависть в их глазах. В кампусе живут студенты не только из казанских вузов или других городов Татарстана, но и из разных регионов России и из зарубежных стран. Деревня Универсиады стала для них общим домом, объединяющим всех под эгидой грандиозного проекта.

— Согласно рейтингу Минрегиона России, Татарстан неоднократно занимал первое место среди регионов страны по уровню развития и качеству предоставления услуг ЖКХ. Однако эта сфера требует постоянных вложений. Сегодня стоит задача модернизации инженерной инфраструктуры региона, в том числе за счет привлечения частных инвестиций.

— Одним из важнейших социальных проектов последних лет для Республики Татарстан стала реализация программы капитального ремонта многоквартирных домов, которая осуществляется совместно с Фондом содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства. Наше предложение Фонду реализовать четырехлетнюю программу за два года было вызвано кризисом, который продолжался с середины 2008-го и весь 2009 г. При этом объемы софи-нансирования из консолидированного бюджета Республики Татарстан мы сохраняли на уровне, равном объемам федеральных субсидий, несмотря на то, что было предусмотрено направить на софинансирование всего 12,24% от объема федеральных субсидий. Республика выполнила намеченную программу за два года, общий объем программы капитального ремонта по республике составил порядка 15 млрд рублей, из которых 44% — средства, выделенные Фондом содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, и 56% — средства консолидированного бюджета Республики Татарстан и собственников помещений в многоквартирных домах. Для продолжения программы Татарстаном совместно с Фондом ЖКХ принято решение по отработке в режиме пилотного проекта механизмов ликвидации существующего недоремонта в течение 5-7 лет (с участием средств бюджетов всех уровней) и выходу на нормативные сроки проведения капитального ремонта без участия бюджетных средств. За несколько лет работы в этом направлении мы накопили большой опыт. Ежегодно принимается регламент проведения отбора подрядных организаций на проведение работ по капитальному ремонту многоквартирных домов. Государственная жилищная инспекция ведет реестр недобросовестных подрядных организаций, и оказавшаяся в этом реестре подрядная организация не имеет права подавать заявки на участие в отборе организаций, привлекаемых для проведения работ по капитальному ремонту многоквартирных домов. Обязательным условием участия в отборе является членство в саморегулируемой организации (СРО). При вступлении в СРО предусмотрены вступительные членские взносы и взносы в компенсационный фонд, которые впоследствии используются для возмещения нанесенного ущерба при некачественном проведении капитального ремонта подрядными организациями. Одним словом, весь процесс проведения капитального ремонта на каждом этапе расписан детально.

В 2010 г. — в первый год реализации пилотного проекта — объем финансирования Программы капитального ремонта многоквартирных домов с учетом программы моногородов составил 6,4 млрд рублей, в том числе: 2,4 млрд руб. — средства Фонда ЖКХ, 2,4 млрд руб. — консолидированный бюджет Республики Татарстан (1,3 млрд руб. — бюджет Республики Татарстан, 1,1 млрд руб. — бюджеты муниципальных образований) и 1,6 млрд руб. — средства собственников. То есть республика снова сохранила софинансирование из консолидированного бюджета Республики Татарстан на уровне, равном объемам федеральных субсидий. Но при этом возрос объем средств собственников — 25% общего объема финансирования.

В 2011 г. объем финансирования Программы капитального ремонта многоквартирных домов составил 4,3 млрд рублей, в том числе: 272,5 млн руб. — средства Фонда ЖКХ, 1,3 млрд руб. — бюджет Республики Татарстан, 1,1 млрд руб. — бюджеты муниципальных образований и 1,6 млрд руб. — средства собственников. То есть, несмотря на то, что из Фонда ЖКХ выделено всего 272 млн рублей, со-финансирование из консолидированного бюджета Республики Татарстан сохранилось на уровне 2010 года. Средства собственников составили уже 37% общего объема финансирования. В 2011 г. в программу капитального ремонта включено 999 многоквартирных домов.

Интерес к этой программе колоссальный. Деятельность федерального Фонда содействия реформированию ЖКХ должна быть продолжена. Жилищно-коммунальное хозяйство нашей республики стало одним из первых, кто взял курс на повышение энергоэффективности. Программа энергосбережения в ЖКХ является продолжением федеральной программы по капитальному ремонту и республиканской программы по энергосбережению. В республике установка приборов учета осуществляется с 2000 г., но масштабно эта работа началась при реализации программы капитального ремонта. За 2008-2010 гг. было установлено 12527 приборов учета. В 2012 г. планируется на 100% оснастить все многоквартирные дома приборами учета.

В Республике Татарстан с 2005 г. реализуется программа перевода жилых домов на поквартирные (индивидуальные) системы отопления. Программа направлена на обеспечение безаварийным и качественным теплоснабжением и горячим водоснабжением населения. В результате реализации программы выводятся из эксплуатации высокозатратные, экономически не эффективные котельные с высоким износом оборудования и большими тепловыми потерями в сетях.

Всего переведено на индивидуальное отопление более 25 тыс. квартир. За период реализации программы было освоено более 1,4 млрд рублей. Финансирование осуществлялось из республиканского бюджета по лизинговой схеме.

— Насколько электронное правительство республики помогает в решении социально-экономических задач? Каковы пути совершенствования системы госуправления на основе современных технологий? Расскажите, что представляет собой проект инновационного города-спутника Иннополис, и какую роль он сыграет в развитии IT-технологий в Татарстане и в России?

— Одним из приоритетных направлений для нас является переход на предоставление государственных услуг в электронном виде. Жители Республики Татарстан могут получить их тремя способами: через терминалы самообслуживания — инфоматы, портал государственных и муниципальных услуг республики uslugi.tatarstan.ru и его мобильную версию m.tatar.ru. Сегодня татарстанцам доступны более 115 электронных услуг. В июне 2012 г. жители Республики Татарстан воспользовались электронными услугами более 1,3 млн раз. Это в 6 раз больше, чем в начале 2011 года. Например, за месяц в электронном виде татарстанцами было сделано 800 тыс. различных запросов, 300 тыс. записей в очереди, подано 11 тыс. заявлений, совершено 170 тыс. платежей на сумму 57 млн рублей.

Самыми востребованными электронными услугами среди татарстанцев по-прежнему остаются оплата штрафов за нарушение ПДД, получение загранпаспорта, запись на регистрацию брака в ЗАГС и в электронную очередь в детсад. В электронном виде оплачивается каждый третий штраф, подается 80% заявлений в ЗАГС, 59% родителей в республике подают заявления в детские сады на портале услуг. В рамках проекта «Электронный Татарстан» развиваются и такие направления, как электронное образование, электронное здравоохранение. Так, на сегодня ноутбуками обеспечены 40 тыс. школьных учителей, в школах смонтировано 11 тыс. точек Wi-Fi для доступа в Интернет, созданы сайты всех 2250 школ Республики Татарстан. Около 650 тыс. человек — учителей, учащихся школ и их родителей — имеют возможность работать, учиться и общаться в едином информационном пространстве, созданном в рамках системы «Электронное образование Республики Татарстан». В Нижнекамском муниципальном районе запись на прием к врачу ведется полностью в электронном виде. То же самое организовано и в учреждениях онкологического кластера. К концу 2012 г. проект «Электронное здравоохранение» будет реализован во всех медучреждениях республики на уровне участковых больниц, доля дистанционных записей на прием к врачу должна составлять в республике не менее 50%, а доля электронных медицинских карт — не менее 25%. В рамках целевой программы «Модернизация здравоохранения Республики Татарстан на 2011-2012 гг.» все учреждения здравоохранения будут оснащены современной компьютерной техникой и специализированным медицинским программным обеспечением. Наш ИТ-парк стал первым в России технопарком, где занимаются разработками и развитием компаний в сфере информационных технологий. Татарстан завершил строительство технопарка в сфере высоких технологий — ИТ-парка в 2009 г., он был построен в Казани в рамках государственной программы «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий». В ближайшее время в Набережных Челнах завершится строительство второй очереди ИТ-парка, ориентированного на нужды предприятий города и Камского промышленного узла в целом. Что касается инновационного города-спутника Иннополис, это первый пример стратегического планирования. К 2021 г. в Иннополисе будут проживать 155 тыс. человек, работать 60 тыс. ИТ-специалистов из различных регионов страны. Иннополис будет располагаться в 15 км от Казани, в Верхнеуслонском районе, одном из красивых и экологически чистых мест республики. Проект уникален тем, что на одной площадке будут созданы достойная социальная инфраструктура, построены жилые дома, детские сады, школы, спортивные и оздоровительные учреждения.

Планируется строительство главного здания технопарка общей площадью 200 тыс. кв. метров, где резидентам будет предоставлен необходимый набор услуг, что позволит снизить расходы на базовую инфраструктуру и максимально быстро начать развитие. За счет частных инвестиций в Иннополисе будут возведены медико-биологический технопарк, центр инновационных разработок, дата-центр, объекты инженерной и социальной инфраструктуры. На объектах Иннополиса будут размещаться как новые перспективные проекты, так и развивающиеся или уже сформировавшиеся крупные российские и международные ИТ-компании. Одной из ключевых особенностей проекта является то, что на территории Иннополиса планируется строительство первого федерального ИТ-университета (совместно с КФУ и ведущим ИТ-университетом США Carnegie Mellon) на 5 тыс. студентов. Для проживания будет построен кампус общей площадью 40 тыс. кв. метров. В целом это создаст выгодные условия для кадрового обеспечения резидентов Иннополиса и станет некоей точкой притяжения для будущих специалистов.

Кроме того, на территории городка создается особая экономическая зона технико-внедренческого типа, что обеспечит привлечение дополнительных иностранных инвестиций в ИТ-отрасль и создаст налоговые преференции для резидентов технопарков. Финансирование строительства инновационного центра Иннополис будет осуществляться на базе государственно-частного партнерства. Правительство Республики Татарстан планирует инвестировать в инженерную инфраструктуру (автодороги, электричество, вода/канализация), социальную инфраструктуру (детский сад, школа, больница), жилье для ИТ-специалистов по схеме долгосрочной аренды. Частным инвесторам предлагается инвестировать денежные средства в строительство офисных зданий, дата-центров, индустриальных зданий в сфере ИТ. Кроме того, планируется привлечение федеральных средств в рамках реализации федеральных целевых программ. Иннополис — это территория будущего, и не где-то в Силиконовой долине, а у нас, в Татарстане. Для воплощения проекта в жизнь необходимо максимальное содействие со стороны федеральных институтов развития, финансовых институтов, включение проекта в федеральные отраслевые программы, создание благоприятных условий, исключающих административные барьеры как на региональном, так и на федеральном уровне.

Поделиться:
Логотип Вестник Поволжье
Не пропустите новые публикации.
Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен!
Не пропустите новые публикации.
Подписывайтесь на наш Телеграм-канал!