Вестник. Поволжье

Марат Галеев: «Чтобы получить видение будущего, решения должны приниматься уже сейчас»

Марат Галеев: «Чтобы получить видение будущего, решения должны приниматься уже сейчас»

О том, как формировался каркас законодательной базы Татарстана рассказывает председатель комитета по экономике, инвестициям и предпринимательству Госсовета Республики Татарстан Марат Галеев

О том, как формировался каркас законодательной базы Татарстана, как развивается этот процесс сегодня и каковы перспективные задачи, стоящие перед законодателями, рассказывает председатель комитета по экономике, инвестициям и предпринимательству Государственного совета Республики Татарстан Марат Галеев.

— Марат Гадыевич, в чем, на ваш взгляд, главная особенность работы депутатов Госсовета республики?

— Мы всегда старались подходить к решению проблем с некоторой долей самостоятельности, поэтому процесс нашего регионального законотворчества часто шел в опережающем режиме.
Например, Госдума РФ первых созывов в 1990-е годы не могла принять Земельный кодекс страны. Расклад политических сил в Госдуме был таким, что разрешить проблемы частной собственности на землю не представлялось возможным. Татарстан принял свой региональный Земельный кодекс на несколько лет раньше федерального. В 1998 году Госсовет принял республиканский закон об особых экономических зонах (ОЭЗ), идеи которого легли впоследствии в основу рамочного федерального. Мы начинали не с нуля, и именно поэтому ОЭЗ у нас плодотворно работает. То же самое касается республиканского закона, регулирующего нефте- и газодобычу. В кризисный период, в конце 1990-х годов, когда мировые цены упали до 10-12 долларов за баррель, наше региональное законодательство позволило путем льготирования осуществлять рентабельную добычу нефти.
Эти и ряд других примеров хорошо объясняют причину, по которой Госсовет Татарстана работал на опережение, принимая некоторые региональные нормативные акты, в пределах полномочий, которые имела наша республика. Объективная реальность побуждала нас проявлять больше самостоятельности. Быть первопроходцами непросто, но это было реальное законотворчество. После 2000 года полномочия выровнялись, заполнилось и федеральное правовое поле. Сейчас татарстанские власти больше работают над повышением эффективности реализации уже принятых нормативных актов.

— Татарстан — единственный в стране регион, где действуют сразу две особые экономические зоны, в то время как в некоторых других субъектах ОЭЗ даже закрываются, поскольку не находят резидентов. В чем секрет?

— Попытка создавать псевдосвободные ОЭЗ имела место в стране в самом начале 1990-х годов. Это, как правило, была регистрация просто резидентов безо всякой ответственности с их стороны. Резиденты даже могли физически не присутствовать в ОЭЗ. По сути, это были офшорные схемы, способы ухода от налогообложения. Реализация таких схем дискредитировала саму идею особых экономических зон, вполне жизнеспособную.
Наш республиканский закон об ОЭЗ «Алабуга» предполагал обязательную регистрацию резидентов на ее территории и обязательные инвестиции. Со стороны же государства — предоставление условий, инфраструктуры, налоговых преференций и т. д. Сегодня ОЭЗ производственного типа «Алабуга» успешно развивается. Она насчитывает свыше 30 резидентов, в том числе известные мировые компании, выпускающие конкурентоспособную продукцию по принципу импортозамещения. Что касается второй ОЭЗ — «Иннополис», то она связана со сферой IT-технологий и находится в стадии становления. Президент Татарстана Рустам Минниханов в 1990-е годы, еще в ранге министра финансов, а затем премьер-министра, предвосхитив тенденции сегодняшнего дня, загорелся идеей развивать в республике информационные технологии.
В настоящее время ОЭЗ технико-внедренческого типа «Иннополис» нацелена на развитие IT-технологии. Таким образом, у Татарстана в этой сфере хороший задел. Так что и вторая наша ОЭЗ станет воплощением тенденций, зародившихся 10-12 лет назад. И я думаю, что не случайно в мае 2012 года министр информатизации и связи Татарстана Николай Никифоров стал министром связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. Благодаря его личным инициативам Татарстан стал абсолютным лидером среди российских регионов по уровню доступности госуслуг в электронном виде.

— Востребован ли сегодня на федеральном уровне опыт татарстанских законодателей?


— Многие реформы, которые проводятся сейчас в стране, например, в жилищно-коммунальном секторе — это ведь тоже движение по непроторенному пространству, и в Татарстане есть опыт именно такого движения. Наша республика была включена в пилотный федеральный проект по реформированию ЖКХ в 2005 году. Если сейчас по федеральным телеканалам говорят о необходимости устанавливать счетчики и другие приборы учета потребляемых коммунальных ресурсов, то в Татарстане этот вопрос уже решен почти на 100%.

Реформа ЖКХ — это не только счетчики, но и капитальный ремонт многоквартирных домов (МКД) и многое другое. Одним словом — задача масштабная. О необходимости ее решения в 2007 году тогдашний президент Татарстана Минтимер Шаймиев сказал на заседании Госсовета России, которое проходило в Казани. По итогам этого заседания президент РФ Владимир Путин принял решение создать федеральный Фонд реформирования ЖКХ, в котором должны аккумулироваться средства на проведение капремонта. Но чтобы воспользоваться возможностями этого фонда, необходимо солидарное участие в финансировании мероприятий по капремонту. Мы сумели наладить сбор средств со стороны граждан (не менее 5% от стоимости капремонта, в соответствии с требованиями фонда реформирования ЖКХ).

Многие регионы только подступаются к решению этой задачи, а мы уже решили ее несколько лет назад. Благодаря форсированному проведению капремонта МКД в Татарстане, почти половина республиканского фонда многоквартирных домов уже отремонтирована. Мы сумели быстрее эту работу организовать и мобилизовать все четыре источника финансирования: федеральный фонд, региональный и муниципальные бюджеты, личные средства граждан.

Безусловно, главным мотором здесь выступает президент РТ Рустам Минниханов, который максимально используя свои полномочия, никому не дает расслабиться. В деле осуществления жесткого контроля реализации программ капремонта, жилищного строительства, состояния ЖКХ нет перерывов ни летом, ни зимой, ни в отпускное время. Контроль и еще раз контроль. Иначе без такого административного нажима система здесь работать не будет — сразу все разболтается.

Сейчас в сфере реформирования ЖКХ Татарстана административная составляющая занимает заметное место. И это оправдано. При любом желании ее демократизировать результат будет отрицательный, потому что философия ныне действующего Жилищного кодекса рассчитана на более высокий уровень демократичности общества, когда граждане являются реальными ответственными собственниками своего жилья. Пока таковых в достаточном количестве нет, несмотря на то, что большая часть жилья приватизирована. Граждане собственниками себя еще не почувствовали. Они настроены по отношению к государству па-терналистски, считают, что именно государство в основном и должно проводить всю эту работу. Справедливости ради нужно заметить, что наше государство само прививало гражданам такое мироощущение в течение всего XX века. Только мощный самодостаточный средний класс может быть ответственным собственником жилья. Но пока количество таких людей не достигло критической массы, необходимой для перевода системы управления в сфере ЖКХ с административных рельсов на демократические. Президент Татарстана, понимая это, работает с полной отдачей. И, как я уже говорил, ощутимые результаты есть.

— Сейчас разрабатывается проект республиканского закона «Об инвестиционном налоговом кредите в Республике Татарстан»». В чем суть этого нормативного акта?

— Этот закон будет применяться для капиталоемких отраслей, которые не дают быстрой отдачи. Инвестиционный налоговый кредит не предполагает освобождение предприятия от налогов, но предоставляет отсрочку. Это связано с тем, что для капиталоемких отраслей требуется, как правило, несколько лет на период становления и выхода на уровень рентабельности.

Кроме того, разрабатываемый нами республиканский закон новаторский, подобных региональных нормативных актов в России еще нет. Смысл закона состоит в следующем. Президент РФ Владимир Путин говорил о 25 млн новых высокопроизводительных рабочих мест. Это очень сложная задача, требующая широкомасштабных преобразований, больших вливаний в экономику. Мы все говорим, что инвестиционная привлекательность России весьма невысока. Среди причин такого положения можно назвать и отсутствие налоговых преференций для масштабных инновационных проектов. Наш законопроект как раз об этом.

Лично я считаю, что любые инновационные проекты должны быть освобождены от налогов на ряд лет, пока не будет стабильной прибыли. Федеральное законодательство позволяет это делать и сегодня, но только по той части налога на прибыль, которая зачисляется в республиканский бюджет. Федеральную же часть этого налога надо платить. Но можно было бы предусмотреть возможность распространения «налоговых каникул» на весь этот налог. Ведь инновационный тип экономики сам по себе, без стимулирования, не возникнет. В Татарстане, в пределах своих полномочий, мы делаем для развития данного типа экономики все возможное.

— Каковы ближайшие планы работы возглавляемого вами комитета Госсовета?

— В Татарстане уже создан общий каркас законодательного поля. В настоящее время мы больше работаем совместно с правительством республики по реализации региональных целевых программ, утвержденных республиканскими законами — мо-ниторим, контролируем что-то, при необходимости подправляем. Возможно внесение поправок в действующие республиканские законы об инновационной и инвестиционной деятельности, связанные с отладкой этого механизма.

И хотя разработка каких-то принципиально новых законов глобального характера вряд ли предвидится, мы не можем не думать о долгосрочной перспективе развития региона. В настоящее время в Татарстане завершается разработка одной из первых в России программ повышения роста производительности труда в республике. В конце января 2013 года состоялось первое заседание рабочей группы по подготовке Программы, задающей стратегию и философию развития Татарстана до 2030 года. Это развитие должно быть новаторским, неинерционным. Программу готовит группа специалистов из Татарстана и Санкт-Петербурга. В рабочую группу также входят представители исполнительной власти и Госсовета республики. Речь идет о проработке перспектив и возможностей. Ведь и Универсиада-2013, и Чемпионат мира по футболу-2018 пройдут. И чтобы получить видение будущего, понять и эффективно использовать основные тенденции, решения должны приниматься уже сейчас.

Досье
Галеев Марат Гадыевич:
— председатель комитета Государственного совета Республики Татарстан по экономике, инвестициям и предпринимательству;
— председатель комиссии Государственного совета Республики Татарстан по контролю за реализацией национального проекта «Доступное и комфортное жилье — гражданам России»;
— заслуженный экономист Республики Татарстан;
— награжден медалью «В память 1000-летия Казани», медалью Республики Татарстан «За доблестный труд», орденом «Дружбы».
Поделиться:
Логотип Вестник Поволжье
Не пропустите новые публикации.
Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен!
Не пропустите новые публикации.
Подписывайтесь на наш Телеграм-канал!