Вестник. Поволжье

Сергей Злобин: «Своим опытом в сфере высокотехнологичного образования мы можем делиться с другими регионами»

Сергей Злобин: «Своим опытом в сфере высокотехнологичного образования мы можем делиться с другими регионами»

Нижегородская область является лидером нацпроекта «Образование» — из десяти возможных федеральных проектов на территории региона успешно реализуется девять

О том, насколько образовательный процесс отвечает запросам времени и современных учащихся, рассказывает министр образования, науки и молодежной политики Нижегородской области Сергей Злобин.

Сергей Злобин: «Своим опытом в сфере высокотехнологичного образования мы можем делиться с другими регионами»

Сергей Васильевич, какие проекты получили реализацию в образовании и какие новые технологии используются в образовательных учреждениях? 
Сегодня в регионе создана уникальная система индивидуального развития возможностей каждого ребенка. Если говорить об основном образовании, то здесь наша гордость — 46 сельских школ, в которых созданы центры «Точка роста» (проект «Современная школа»). Это центры, оснащенные робототехникой, мультипликационными студиями, компьютерами — всем тем, что позволяет, с одной стороны, повышать мотивацию школьников к предмету и проектной работе, а с другой — формировать и актуальные компетенции, и компетенции будущего. В дополнительном образовании это целая сеть центров опережающего развития ребенка. Три технопарка «Кванториум», два мобильных «Кванториума», центр цифрового образования «IT-куб», ДНК-центр (Дом научной коллаборации) и, конечно, Центр выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи «Вега». Это не только высокотехнологичные площадки, ускоряющие развитие инженерных, научно-технических, цифровых компетенций, но и эффективные модели образования, доступные для тиражирования во всех регионах страны. Отмечу нашу работу с партнерами по созданию цифровой образовательной среды. Совместно с ПАО «Сбербанк» мы в Нижегородской области начали апробацию цифровой платформы персонализированного образования. В пилотных школах дети проектируют собственные индивидуальные образовательные маршруты на платформах, а педагоги наполняют эти маршруты персонализированным дидактическим конструктором, диагностическими инструментами. Это важно, потому что позиция школьника как автора собственного образовательного процесса неизбежно изменяет и позицию педагога — он становится тьютором, наставником.

В Нижегородской области запущен целый комплекс проектов «Яндекса». Особое внимание уделили вопросу подготовки учителя к работе в цифровой среде. Проект «Яндекс.Учебник» позволяет нашим учителям развить профессиональные компетенции в сфере применения цифровой дидактики, использования современных образовательных технологий. В рамках проекта «Яндекс.Лицей», реализующегося на трех пилотных площадках региона, наши дети осваивают навыки программирования под руководством опытных преподавателей, прошедших конкурсный отбор и специальное обучение в «Яндексе».

Сегодня большое внимание уделяется возрождению профессионального образования. Какие современные подходы используют для качественного обучения и повышения интереса у студентов к рабочим специальностям?
Профессиональное образование в Нижегородской области мы действительно рассматриваем как реальный вклад нашей отрасли в социально-экономическое развитие региона. Именно поэтому мы активно включились в федеральный проект «Молодые профессионалы» национального проекта «Образование», и уже в 2019 году инфраструктура наших профессиональных образовательных организаций обогатилась 30 мастерскими, оснащенными современной материально-технической базой по востребованным и перспективным профессиям и специальностям: компьютерами и лицензионным программным обеспечением, интерактивным и презентационным оборудованием, мебелью, расходными материалами и многим другим. Эти мастерские стали опорными площадками для эффективной подготовки наших студентов к участию в чемпионате WorldSkills, в демонстрационном экзамене. Новейшее оборудование этих мастерских позволит приблизить среду практической подготовки наших студентов к условиям их будущей трудовой деятельности на современном предприятии.

Мы активно реализуем дуальное обучение — создаем на предприятиях базовые центры подготовки студентов по конкретным профессиям и специальностям. Это позволяет нам формировать предложение техникумов и колледжей на содержание подготовки и формируемые компетенции студентов с учетом спроса на них со стороны бизнеса. При подготовке к демоэкзамену и чемпионату WorldSkills мы эффективно применяем имитационное моделирование производственных процессов, web-технологии, геймификацию и мобильное обучение, бизнес-симуляцию.

В связи с переходом на дистанционное обучение,введенное в стране вследствие эпидемиологической ситуации,как справляются с задачей цифровые образовательные платформы?
Безусловно, переход в дистанционный формат обучения — непростой и в организационном, и в технологическом, и в психологическом отношении процесс. И, конечно, весь предшествующий опыт цифровизации регионального образования в значительной степени этот переход облегчил. Сегодня для организации дистанционного обучения в школах определен перечень образовательных платформ, рекомендованных для реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Мы ежедневно отслеживаем ситуацию по школам. По данным наших мониторингов, учителя и дети наиболее активны на платформах «Учи.ру», «Российская электронная школа», «Яндекс. Учебник», «ЯКласс», «Урок цифры», «Онлайн-школа Фоксфорд» и «Платформа новой школы». Особое предпочтение «Платформе новой школы» педагогами и школьниками отдано благодаря опыту нашего плодотворного сотрудничества с ПАО «Сбербанк». Именно Нижегородская область в числе семи пилотных регионов в 2019 году стартовала с тремя образовательными проектами, один из которых нацелен непосредственно на апробацию цифровой платформы. Высокая активность на платформе «Фоксфорд» также не случайна — и здесь наш регион снова демонстрирует выигрышную позицию. Доступ к данной платформе в Нижегородской области на бесплатной основе — это и уникальное предложение, и, безусловно, признание определенного потенциала нашего цифрового образования.
Поделиться:
Логотип Вестник Поволжье
Не пропустите новые публикации.
Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен!
Не пропустите новые публикации.
Подписывайтесь на наш Телеграм-канал!