Вестник. Поволжье

Мозаика культур

Мозаика культур

Поволжье является самым поликультурным регионом России, где интеграция национальных традиций воспитывает добрососедство, взаимоуважение и толерантность

2022 год проходил под эгидой народного искусства и нематериальной культуры наследия народов России. Поволжье, пожалуй, самый многонациональный кусочек нашей страны. Отсюда и масса культурных событий, связанных с народными промыслами, традиционными праздничными гуляниями, играми, песнопениями. Фольклор отражает многовековой опыт и мировоззрение людей, корнями уходя в незапамятные времена. О национальностях Поволжья и духовном наследии народа — в нашем материале.

Поволжье представляет собой особую этнографическую область, расположенную между Европой и Азией. Народы, населяющие ПФО (мордва, мари, удмурты, чуваши, татары, башкиры), имеют много общего как в экономическом, историческом развитии, так и в происхождении, культуре, быте. Культуры этих народов взаимодействуют друг с другом, взаимообогащают, создают уникальное соцветие общей культуры России. Многие из них на протяжении веков развивались именно под влиянием русской культуры и, конечно, не могли не взять от нее общие черты.


Наш дом — Татарстан. 2021 год в Татарстане объявлен Годом родных языков и народного единства. По данным Всероссийской переписи населения, в республике проживают 102 национальности. На протяжении многих лет в Татарстане создаются одинаковые условия для сохранения и развития их языков, традиций и культур, а также укрепления единства многонационального народа республики. Родной язык является самым сильным инструментом сохранения и развития материального и духовного наследия народа. Для каждого народа сохранение родного языка — это в первую очередь вопрос сохранения идентичности своей самобытной культуры.

Благодаря продуманной национальной политике и принятию ряда прорывных нормативно-правовых актов Татарстан успешно демонстрирует народное единство как символ сплоченности народа. Ежегодно в Татарстане проходят традиционные праздники разных культур и народов. С мая по июль в районах республики проходят народные праздники: татарский народный праздник Сабантуй, праздники чувашской культуры Уяв, удмуртской культуры — Гырон быдтон, мордовской культуры — Балтай, славянской культуры — Ивана Купалы, марийской культуры — Семык, кряшенской культуры — Питрау и другие.


Союз креста и полумесяца. Порой поражает, насколько гармонично живут одной семьей представители разных культур и конфессий. Как, например, русские и татары, уважая обычаи, традиции и фольклор друг друга, передают их детям, обогащая их духовно-нравственный мир. В таких семьях одинаково радостно празднуются Курбан-байрам и Пасха, Сабантуй и Масленица, Вельозкс и Сурхури. Песни, пляски, игры, хороводы, соревнования — неотъемлемая часть национальных праздников. Праздники вносят радость в жизнь детей. В их памяти остаются незабываемые впечатления, связанные с цветом, запахом, своим звучанием, музыкой, блюдами...

Обрядовый календарь чуваш открывался праздником Сурхури. В более древнем варианте он имел связь с поклонением племенным духам — покровителям скота. Отмечался в период зимнего солнцестояния, когда день начинал прибывать. Во время празднования целую неделю проводились обряды, призванные обеспечить хозяйственные успехи и личное благополучие людей, хороший урожай и приплод скота в новом году.

В народных праздниках мордвы прослеживалась связь с земледельческим календарем. Очень много народу собиралось летом, когда отмечали праздник Вельозкс, который проводили в честь покровительницы села (Вель-ава). Сегодня эту традицию также продолжают чтить: часто в деревнях проводят праздник отдаленного или малого села, а кое-где — праздник традиционной мордовской кухни.

У мордвы имеется немало традиционных обычаев и обрядов, которые сопровождаются приуроченными к ним кушаньями. Например, на крестины варят молочную пшенную кашу, считавшуюся, подобно яйцам, символом плодородия. К свадьбе пекут главный пирог — лукш из кислого ржаного теста или пшеничной муки с начинкой в 7-12 слоев.

Любая подлинно национальная культура в том или ином виде содержит определенный набор нравственных ценностей. Благодаря обращению к особенностям культуры и быта дети осознают свою принадлежность к культурно-природной среде, понимают меру своей ответственности за ее сохранение и приумножение.

Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт, развивает речевые навыки, побуждает к речевой активности. Малые формы фольклора являются первыми художественными произведениями, которые слышит ребенок: вслушиваясь в слова потешек, их ритм, малыш играет в ладушки, притопывает, приплясывает, двигается в такт произносимому тексту.

У дошкольников устное народное творчество вызывает интерес к родной речи, помогает почувствовать красоту родного языка. Образность народного фольклора позволяет донести до сознания дошкольников в лаконичной форме большое смысловое содержание.

С недавних времен в детских садах Чувашии стала чаще звучать чувашская народная музыка. Пение, родное слово, игра на народных инструментах (дуда, волынка, гусли), национальный костюм, игровые и танцевальные элементы — все это комплексно используется на занятиях. Народная мудрость в сказках, песнях, танцах, различных обрядах выступает через поэтические образы. Популярными являются лирические, трудовые, обрядовые песни, широко распространено хоровое пение.

Весьма разнообразен и песенный репертуар мордовского фольклора, представленный историческими, лирическими, мифическими, колыбельными песнями, частушками и причитаниями. Семейно-обрядовый фольклор охватывает главные моменты человеческой жизни: рождение, брак, похороны. Наиболее богатым является свадебный обряд.

Песня в удмуртском фольклоре и вовсе занимает ведущее место. Об устойчивых традициях песенного творчества говорит их многоголосие. Петь, по представлениям удмуртов, должен уметь каждый, кто научился говорить. Человека, не умеющего петь, насмешливо называют «паллян кырӟась», то есть «поющий влево, уводящий мелодию». Но в то же время человек, выделяющийся искусством пения, по народным представлениям, не может быть счастливым.

Как и у мордвы, песня сопровождала удмурта всю жизнь, от рождения до смерти. Их складывали по разным поводам. Фольклористами зафиксированы свадебные, рекрутские и солдатские, лирические, озорные игровые и плясовые, сиротские и песни о несчастной доле, ныне забытые охотничьи и песни пчеловода, календарно-обрядовые.

Фольклорист, антрополог, кандидат филологических наук, заведующий лабораторией теоретической фольклористики Школы актуальных гуманитарных исследований РАНХиГС, доцент Центра типологии и семиотики фольклора Российского государственного гуманитарного университета Никита Петров рассказывает, что у фольклорно-этнографической экспедиции всегда задача одна — собрать все возможное о духовной и материальной культуре определенного локального сообщества. «Мы приходим в деревню, селимся, к примеру, в школе и начинаем потихоньку обходить людей. Удобнее ходить вдвоем: один молодой, другой постарше, тогда информант рассказывает каждому разные вещи, потому что молодого он как бы поучает, а со старым общается на равных. Рассказы о родах, правилах поведения, которые приписываются беременным, и проч., конечно, лучше собирают девушки. Надо сказать, что это совершенно поразительно. Я езжу в экспедиции больше 15 лет и не перестаю удивляться: нас, совершенно незнакомых людей, пускают в дом, кормят и разговаривают с нами на очень странные темы. Есть какие-то вполне нейтральные вещи — те же самые детские игры, которые помнит каждый, играл каждый и как-то может рассказывать».


Игра как метод воспитания. Когда возникли игры? Кто их придумал? Ответ один: народ. Обычно игре предшествует игровой зачин, «игровая прелюдия», считалка. В народных играх много юмора, соревновательного задора, движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными моментами, любимыми детьми считалками и зазывалками. Игра представляет собой социальное явление, исторически сложившееся средство воспитания. Игры, танцы, песни объединяют и сплачивают детей.

Например, игровой фольклор татарского народа за счет ходьбы, бега, прыжков, метания, бросания, ловли и других видов движений формирует жизненно важные навыки, воспитывает морально-волевые качества. Соревновательные игры широко представлены на Сабантуе и нравятся всем детям.

На протяжении последних лет в Татарстане проводится Uen Fest («уен» в переводе с татарского языка «игра») — это масштабный проект, призванный приобщить современных детей к национальной культуре посредством изучения их традиционных народных игр, обрядов и обычаев. В детских лагерях проводятся активности, насыщенные народными играми, музыкой и танцами. На мастер-классах ребята знакомятся с декоративно-прикладным искусством. В вечернее время смотрят мультфильм «Волжские богатыри» — сборник сказок и мультфильмов о волжских богатырях по мотивам татарского, русского, чувашского, марийского, мордовского, удмуртского фольклора (2015 год, «Татармультфильм»).

Большинство игр чувашских детей носит групповой характер. Такие игры способствуют развитию коллективизма, укрепляют связь поколений. Это видно на примере таких игр, как «Чечекле» («В цветы») и других, в которых могут одновременно участвовать и 2-3-летние дети, и подростки. Нередко и трудовые дела сочетались с игрой. Например, много игр связано с ночной пастьбой лошадей, с праздником в честь завершения весеннего сева (акатуй).

Марийские игры во многом походили на игры других народов, но имели и свои особенности. Например, их отличала музыкальность. Марийские забавы часто сопровождались песнями и танцами, а музыкальные инструменты в них применялись не только для создания звукового фона, но и как игрушки. Так, в известной забаве «Тымыр пашкар» («Барабанные палочки») главный предмет, вокруг которого разворачивалась игра, — барабан.

С рождения марийский ребенок вовлекается в обряды и ритуалы, которые он воспринимает как своеобразную игру. Мари всегда с большим уважением относились к природе. К рождению внука его дедушка и бабушка сажали новую березку в родовой священной роще позади усадьбы. Считалось, что если на одном из деревьев к этому времени появятся новые побеги, то ребенок послан Богом. Первыми игрушками малыша становились обереги — яркие ленты, бусины, монетки, раковины каури, бусы из ягод. Их укладывали рядом с ним в колыбельку или пришивали к одежде.


Гастрономические пристрастия. Культура народов Поволжья формировалась под влиянием русского народа и под влиянием друг друга. Достаточно вспомнить кухню народов Поволжья, которая не обходится без каши, пельменей и блинов.

Общим лакомством татар и башкир считается вяленый гусь (каклаган каз), из напитков — чай, айран (тан).

В Чувашии и Мордовии предпочитают употреблять блюда из баранины или свинины, которые готовят с овощами. Самое известное национальное чувашское блюдо из мяса — шартан и хуллу — дрожжевой пирог с картофельно-мясной начинкой.

Мари и мордву роднит слабость к пуру (медовое пиво). Мари и удмуртов — суп с клецками. Вообще кухня марийцев богата, разнообразна и сытна. Во все национальные регионы Поволжья давно организованы гастрономические экскурсии, туры выходного дня, пользующиеся огромной популярностью.


Нет дерева без корней, дома — без фундамента. Хорошие добрые игры, песни, потешки, нарративы рождаются и в наше время. Создаются новые блюда на основе традиционных. Шьются более удобные костюмы и обувь для повседневной жизни с использованием национального орнамента. Повсеместно проводятся мастер-классы по музыкальному и декоративно-прикладному искусству. Детские музыкальные школы оснащаются редкими национальными инструментами. Снаряжаются фольклорные экспедиции в отдаленные точки России.

Сегодня благодаря грантовым конкурсам стало возможно более широкое изучение, сохранение нематериального культурного наследия отдельными неравнодушными людьми. Теперь каждый может внести свою лепту в культуру своего края. Например, фольклорный театр «Торама — музыка на все времена» исполняет композиции, уникальность которых в звучании мордовского музыкального инструмента. Авторы создают концертную программу с участием симфонического оркестра, построенную на принципе уникального аутентичного национального мужского многоголосья. «Наш проект — фольклор в чистом виде и фолк-рок. Сочетание с симфоническим оркестром и создание новых работ позволит привлечь внимание не только к коллективу, но и заинтересовать аудиторию звучанием национального инструмента», — уверены в коллективе.

В мордовском селе Паракино реализуется проект «Мое село: от культурных традиций к гражданским инициативам». Его автор Евгений Ледяйкин создал «Дом традиций» — одноименный музейно-культурный центр. «Дом традиций» — это мой родительский дом, здесь многое создано руками моих родителей, здесь, в этой комнате, была моя свадьба. Это место силы нашей семьи, которое многое для меня значит. Но когда создают подобные музейные проекты, их оформляют семейными фотографиями. Мы решили расширить границы — здесь вы видите фотографии жителей Паракино. Это привлекло внимание всех односельчан», — рассказывает он. Проект предполагает развитие и тиражирование практики создания подобных музеев в других муниципалитетах региона. «Дом традиций» уже стал не только центром притяжения села, но и местом, привлекающим туристов из разных регионов страны.

В Татарстане в стенах Республиканской детской библиотеки вскоре заработает кружок ручного книжного переплета. «В наш электронный век переплетное дело нашло интересное отражение в желании украсить обложкой что-то личное, — это фотоальбомы и личные дневники для записей, книги-раритеты, книги из домашних библиотек, ценность которых начала расти в последнее время, а также стала высоко востребованной работа переплетчиков, реставраторов. Но мастеров, способных обучить подрастающее поколение, можно пересчитать по пальцам», — говорит единственный в Казани носитель древнего ремесла, мастер высочайшего класса, подвижник, фанат своего дела Владимир Васильев.

Фольклор помогал людям в самые сложные времена: в войну, голод, холод, эпидемии и пандемии. Духовные ценности, словно сплав драгоценных металлов, становились невидимой опорой, внутренне облагораживали человека, напоминая ему о предназначении, добродетелях, надежде на лучшее. 

Поделиться:
Логотип Вестник Поволжье
Не пропустите новые публикации.
Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен!
Не пропустите новые публикации.
Подписывайтесь на наш Телеграм-канал!