Вестник. Поволжье

Равиль Каримов: «Опыт Татарстана нашел отражение в новой редакции ФЗ № 185»

Равиль Каримов: «Опыт Татарстана нашел отражение в новой редакции ФЗ № 185»

Срок работы Фонда содействия реформированию ЖКХ продлен еще на три года

Срок работы Фонда содействия реформированию ЖКХ продлен еще на три года. Несмотря на то, что акцент будет перенесен в сторону переселения из аварийного жилья, федеральное финансирование на проведение капитального ремонта в законе осталось. Среди ключевых поправок — обязательные ежемесячные платежи за капитальный ремонт для собственников квартир, создание специализированных банковских счетов для каждого многоквартирного дома и формирование региональных программ для каждого региона. Для Татарстана эти изменения не являются новшествами, более того, многие пункты появились в законе именно благодаря татарстанскому опыту. Об инновационном подходе реализации программы капитального ремонта в республике Отраслевому журналу «Вестник. Татарстан» рассказал заместитель министра строительства, архитектуры и ЖКХ РТ Равиль Каримов.

— Равиль Каюмович, расскажите о том, как в Татарстане реализуется пилотный проект создания «Республиканского фонда финансирования капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах»»? Как происходит финансирование программы капитального ремонта? В чем плюсы татарстанской системы?

— Республика Татарстан была инициатором 185-го федерального закона, принятого в июле 2007 года. За первые два года (2008-2009 гг.) Татарстан смог полностью освоить выделенные федеральные лимиты на капремонт и выполнить все поставленные федеральные условия по реформированию ЖКХ. Однако в республике еще оставалось около 40 млн кв. м жилья, требующего капитального ремонта.
В этой связи совместно с Фондом содействия реформированию ЖКХ было принято решение о реализации пилотного проекта по созданию регионального фонда. Главной задачей была организация нового механизма финансирования. С учетом федерального стандарта платежей за капитальный ремонт в республике в размере 5 рублей с каждого кв. метра была разработана программа, по которой в соответствии с договорами с конкретными домами, эти средства используются управляющими компаниями, ТСЖ на проведение капитального ремонта наиболее нуждающихся в ремонте домов. В последующие годы средства платежей с отремонтированных домов собираются также в «общий котел», но расходуются уже на следующие дома. Тем самым гарантируется, что ни один из домов, заключивших договор с Региональным фондом, не останется не отремонтированным.

Собранные региональным фондом средства аккумулируются в казначействе. В новой редакции № 185 ФЗ предлагается хранение средств в коммерческих банках с уставным капиталом не менее 20 млрд рублей — таких сегодня в стране двадцать, но также закон не запрещает другие формы. С нашей точки зрения, это важно, ведь население мало доверяет банкам, а казначейство и «Республиканский фонд» более безопасны. Это, по крайней мере, гарантирует сохранность средств населения и самого бюджета от кризисов, от которых не застрахован никто.
Что касается доли софинансирования жильцами, в 2010 году она составляет 21%, в 2012 году уже 37%, а с учетом оплаты лизинговых платежей за установленные приборы учета — 44%. При этом нельзя говорить, что капитальный ремонт полностью ложится на плечи населения. К 1 условному рублю, взятому у жильцов, из республиканских, муниципальных и федеральных средств добавляется еще 1,75 рубля. Население видит, что система работает, и охотно софинансирует программу. За 2008-2012 годы объем финансирования составил более 29 млрд рублей, отремонтировано 7 519 домов площадью более 33 млн кв. м и улучшены условия проживания 1,323 млн граждан. Поэтому Татарстан в реализации программы капитального ремонта впереди многих регионов.

— Исследовался и использовался ли опыт Татарстана по программе капремонта другими регионами РФ?

— Первые годы, когда стартовала масштабная программа капитального ремонта, комплексного подхода еще не было, а «Фонд содействия реформированию ЖКХ» ставил достаточно жесткие условия. Например, в 2008 году люди интересовались, почему в рамках капремонта не ремонтируются подъезды, но такого пункта не было в перечне работ. Мы стали проводить ремонт в подъездах за счет средств текущего ремонта, а потом обратились к руководству госкорпорации, предложили внести этот пункт в реестр обязательных работ по капремонту. Так наш положительный опыт стал доступен в других регионах России. В 2008-2009 годах сотрудники Фонда не раз приезжали в Татарстан, и мы рассказывали, что важно было бы включить в перечень работ и выполнять за счет средств фонда, они шли навстречу, менялись требования, и в программу включалось то, что нужно людям. Мы до сих пор выполняем большее количество работ, чем в других регионах. Так, в процессе замены канализационных стояков, мы меняем унитазы в квартирах. Или, например, при ремонте системы отопления заменяем и стояк, и лежак, и радиатор. Также Татарстан — абсолютный лидер среди субъектов федерации по замене лифтов. Только в этом году в республике будет заменено более 600 лифтов. Дополнительно хочу добавить, что при формировании изменений в ФЗ № 185, представители госкорпорации не раз приезжали в Татарстан, чтобы проконсультироваться, посмотреть программы, по которым мы работаем. По той редакции закона, которая вышла, видно, что наши наработки нашли отражение в конечном документе. Будем надеяться, что этот опыт принесет пользу и Татарстану, и России в целом.

— Как обстоят дела с отбором подрядных организаций в регионе? Как осуществляется контроль качества выполняемых работ?

— Отбор подрядных организаций проходит в виде открытого конкурса. Многие организации работают в программе по 3-5 лет, некоторые из них выполняют работы еще и на объектах социальной сферы. Тех, кто в 2008-2009 годах зарекомендовал себя не с лучшей стороны, признали недобросовестными и в капремонтах они больше не участвуют.

Хочу сказать, что за четыре года реализации программы капремонта значительных жалоб со стороны жителей на качество работ или ненадлежащее использование средств не было. Контроль выполнения работ осуществляют, в первую очередь, старшие по дому и другие собственники жилья. Я ставлю подпись, визируя качество ремонтных работ подрядной организации, и старший по дому ставит, но он подписывает в первую очередь, а я в последнюю. Пока старший не подтвердит, что качество работы устраивает, объект сдан не будет. Например, в 2012 году два дома долго не могли сдать подрядчики, которые уже несколько лет работали без нареканий. Оказалось, старший по дому, строитель по образованию, добивался, чтобы работы были выполнены согласно всем нормативам. Конечно, кроме общественного надзора существует многоступенчатый государственный контроль: служба технического надзора, государственная жилищная инспекция и еще множество структур, которые могут проверить качество работ по запросу любого жителя, который платит за капитальный ремонт, и ему будет предоставлена полная информация.

— Какие планы по реализации программы капитального ремонта на 2013 год?

— Сегодня в республике еще остается 6 351 многоквартирный дом, требующий капитального ремонта, в котором проживает 1,2 млн человек.
В связи с новой редакцией ФЗ № 185 нам необходимо принять несколько своих постановлений и поправок, чтобы законы соответствовали, и программа начала работать. Сейчас в министерстве строительства, архитектуры и ЖКХ создан специальный рабочий орган, и мы находимся на стадии завершения подготовки документов для передачи их в Государственный совет РТ. Как только республиканский закон будет принят, он появится на сайте министерства строительства, архитектуры и ЖКХ, ведь главное — это открытость и легкий доступ к информации. На 2013 год запланирован ремонт 811 многоквартирных домов в 41 муниципальном образовании. Четыре муниципальных района Татарстана — Атнинский, Алькеевский, Кайбицкий и Черемшанский в 2013 году уже не будут участвовать в программе капремонта, т. к. завершили ее досрочно и все объекты уже отремонтированы. Но согласно новой редакции закона нужно еще раз досконально проинспектировать все объекты, все пересчитать, чтобы составить общий список объектов, подлежащих капитальному ремонту до конца 2015 года. Что касается финансирования, сейчас мы ждем, какой лимит в этом году нам выделит госкорпорация, туда добавятся средства республиканского бюджета, муниципалитетов и граждан. Мы рассчитываем в этом году выполнить работы на общую сумму 4,3-4,4 млрд рублей.
Многие регионы, такие же крупные как Татарстан, не могут похвалиться настолько большими объемами финансирования капитального ремонта. Хотя, конечно, мы не хвастаемся, мы не просто берем — мы софинансируем всеми возможными способами. Мы понимаем весь клубок проблем сферы ЖКХ. Чтобы их решать, необходимо вкладывать и действовать.

Татарстан первым подписал соглашение с Фондом ЖКХ
В начале марта Фонд содействия реформированию ЖКХ и Республика Татарстан заключили соглашение к договору о долевом финансировании региональных адресных программ по проведению капитального ремонта многоквартирных домов и переселению граждан из аварийного жилищного фонда в предстоящий период деятельности фонда.
Республика Татарстан стала первым субъектом Российской Федерации, который принял на себя обязательства по выполнению новых условий предоставления финансовой поддержки фонда.
В соответствии с данным документом, республика обязуется до 1 января 2014 года утвердить региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, соответствующую требованиям Жилищного кодекса.
Также республиканские власти должны обеспечить переселение граждан из всего аварийного жилищного фонда, расположенного на территории Татарстана, до 31 декабря 2015 года.
Указанные соглашения предстоит заключить всем субъектам Российской Федерации, планирующим в 2013-2015 годах реализацию региональных адресных программ по проведению капитального ремонта многоквартирных домов и переселению граждан из аварийного жилья с привлечением финансовой поддержки средств Фонда ЖКХ.
Поделиться:
Логотип Вестник Поволжье
Не пропустите новые публикации.
Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен!
Не пропустите новые публикации.
Подписывайтесь на наш Телеграм-канал!