Вестник. Поволжье

Александр Новак: «После реформы мы получили качественно новую электроэнергетику»

Александр Новак: «После реформы мы получили качественно новую электроэнергетику»

Технологический рывок и импортозамещение в России в ближайшем будущем будут во многом обусловлены способностью энергетиков предоставить реальному сектору необходимые мощности по разумным ценам

По мнению министра энергетики РФ Александра Новака, российская энергетическая система является одной из наиболее развитых и эффективных в мире, при этом в правительстве есть понимание возможности ее дальнейшего развития. В своем интервью в преддверии Дня энергетика Александр Новак рассказал об основных результатах реформирования отрасли и задачах, стоящих перед ней в новых условиях.

— Текущее состояние российской электроэнергетики в значительной степени определено результатами прошедшей отраслевой реформы. Как вы оцениваете ее итоги?

— В целом положительно. Целями реформы стали в первую очередь повышение эффективности функционирования электроэнергетики и обеспечение бесперебойного снабжения отраслей экономики и населения электрической энергией. Все механизмы, определенные для достижения поставленных целей законодательством, реализованы. Сформированы и работают оптовый и розничные рынки электроэнергии. По итогам реформы активы тепловой генерации были консолидированы в рамках генерирующих компаний оптового рынка электроэнергии (ОГК) и территориальных генерирующих компаний (ТГК). Большая часть этих компаний была приобретена частными инвесторами. Гидрогенерация («Русгидро») и атомные электростанции остались под контролем государства.

Сетевые активы консолидированы в рамках холдинга «Россети», контрольный пакет акций которого также находится в руках государства. Оперативно-диспетчерское управление единой энергосистемой сосредоточено в системном операторе, Ю0% акций которого принадлежит государству. ЕЭС России сохранилась как технологический комплекс и получила новый импульс к развитию. Для обеспечения работы рынков электроэнергии создана коммерческая инфраструктура отрасли — некоммерческое партнерство «Совет рынка» и Администратор торговой системы — выступающая в роли организатора торговли на оптовом рынке электроэнергии и мощности. В результате реформирования отрасль стала конкурентной в части генерации и сбыта электроэнергии. При этом государство может влиять на процессы, происходящие во всех сегментах системы и при необходимости нивелировать возможные риски в стратегически важной отрасли. Построенная в результате реформы рыночная электроэнергетика сгенерировала целую группу современных экономических стимулов и новых возможностей для участников электроэнергетического рынка,
предоставила новые источники для реализации инвестиционных проектов.

— Ранее существовавшая проблема — колоссальное недоинвестирование в отрасль — решена?

— В российскую электроэнергетику пришли серьезные инвесторы, в том числе иностранные. При поддержке ОАО «Россеть» созданы заводы по производству трансформаторного оборудования и высоковольтных выключателей в Воронеже (соглашения о сотрудничестве с Siemens), производство энергоэффективных проводов в Угличе (соглашение с бельгийской Lamifil), комплектных распределительных устройств с эле-газовой изоляцией (КРУЭ) в Приморском крае (соглашение с Hyundai), высоковольтного оборудования в Можайске по лицензии Alstom, ведутся переговоры по созданию совместного предприятия с Государственной электросетевой компанией (ГЭК) Китая.

В результате структурной реформы и рыночных преобразований, в том числе либерализации рынков электроэнергии, в отрасль были привлечены средства в размерах, позволивших более чем вдвое увеличить объемы среднегодовых вводов генерирующих мощностей. За 20082012 гг. было введено 16,1 Вт, тогда как за предшествующие пять лет — почти в 2 раза меньше. До 2018 г. только по договору о предоставлении мощности (ДПМ) планируется ввести 20,16 ГВт генерирующей мощности: 11,4 — тепловой, 9,7 — атомной и гидро. Если посмотреть статистику, прирост инвестиций начинается уже с 2006 года — с запуска новой модели оптового рынка электроэнергии и начала структурных преобразований. С 2007 года на строительство генерирующих объектов направлено порядка 60% инвестированных в отрасль средств, около 40% — в развитие сетевого комплекса. Хочу специально отметить, что в эксплуатацию вводятся современные станции, позволяющие снизить расходы на выработку электроэнергии. За 5 лет расходы условного топлива на производство электроэнергии снизились на 2% — с 335,5 грамма условного топлива на кВт-ч в 2008 году до 329,7 грамма в 2012-м. Ввод новых генерирующих мощностей, помимо улучшения экономических показателей работы отрасли, позволил повысить надежность работы энергосистемы. В 2012 г. выработка электроэнергии практически сравнялась с выработкой электроэнергии в 1990 г., при этом установленная мощность электростанций в 2012 г. стала на 32,7 ГВт выше и составила 232,5 ГВт. Ввод новых генерирующих объектов позволил увеличить резервы мощности в единой энергосистеме. Несмотря на рост энергопотребления и ежегодных максимумов нагрузки, отрасль стабильно обеспечивает потребности экономики и социальной сферы страны в электрической и тепловой энергии. За 2 года — с 2010-го по 2012 г. — максимум нагрузки увеличился на 9 ГВт (до 161,5 ГВт).

Интенсификацией вводов генерирующих мощностей впервые за всю историю российской электроэнергетики удалось переломить тенденцию к старению основных фондов. В 2010-2012 гг. процесс увеличения возраста оборудования остановился и составлял 32,9 года. В 2013 г. за счет ввода нового оборудования средний возраст основных фондов снизился на 0,5 года, это произошло впервые за всю новую историю России. Предполагается, что процесс снижения среднего возраста основных фондов будет продолжаться за счет новых вводов и планового выбытия старого оборудования. В целом аналогичную динамику мы наблюдаем и с реновацией сетевых активов. Вводы трансформаторного оборудования магистральных сетей электропередачи за пять лет с начала реформы выросли в 4,4 раза, ЛЭП — в 4 раза.

При этом в 2012 г. трансформаторной мощности введено более чем в полтора раза больше, чем в 2008-м, линий электропередачи — в два раза больше (введено 27 тыс. МВА трансформаторных мощностей и почти 30 тыс. км электрических сетей). Также в 2012 г. общая протяженность магистральных и распределительных тепловых сетей от централизованных источников теплоснабжения увеличилась на 1062 км и составила 34104 км.

— Из отрицательных сторон, вероятно, стоит назвать рост цен для потребителей: за 10 лет они выросли для населения в 3,3 раза, для бизнеса — в 3,2 раза.

— Стоимость основных видов топлива — природного газа и энергетического угля — увеличилась в 4,2 и 2,7 раза соответственно. Учитывая, что на природный газ приходится более 2/3 выработки тепловой генерации и около половины выработки всей электроэнергии России в целом, можно констатировать, что рост цен на электроэнергию обусловлен главным образом удорожанием топлива, и в первую очередь повышением тарифов на природный газ. Остальные факторы роста рынок частично компенсировал, поэтому рост цен на электроэнергию оказался ниже роста цен на топливо. Это говорит об эффективности работы рынка. При этом существенный рост инвестиций в отрасль дает повод надеяться, что в дальнейшем рост тарифов будет не столь бурным. Так, обновление фондов, по нашим расчетам, позволит существенно снизить аварийность: в сетях — на 12%, а в генерации — на 16% к 2018 г. Внедрение бенчмаркинга и других механизмов повышения эффективности деятельности электросетевых организаций поможет им снизить операционные расходы на 15% по сравнению с уровнем 2012 г., а удельные инвестиционные расходы — на 30%. Это повлияет на процесс сдерживания тарифов и повышение конкурентоспособности российских производителей. Минэнерго России уже внедрило новый порядок нормирования потерь электроэнергии при ее передаче по электрическим сетям территориальных сетевых организаций на основе сравнительного анализа, который позволит сократить потери электроэнергии, учитываемые при расчете НВВ территориальных сетевых организаций, к 2017 г. не менее чем на 11%. Также нужно отметить, что существенно повысилась доступность сетевой инфраструктуры. В 2012 г. Правительством РФ была утверждена «дорожная карта» «Повышение доступности энергетической инфраструктуры». В результате принятых нами мер количество этапов по тех-присоединению для потребителей сократилось с го до 5, а срок подключения достиг целевого показателя: сегодня он не превышает 135-195 дней (было 280 дней). В результате в рейтинге Doing Business 2014 Россия по доступности энергетической инфраструктуры заняла 117-е место, за год поднявшись на 71-ю позицию. По итогам рейтинга 2015 г. в общем рейтинге экономик Россия поднялась на 62-ю строчку. Правда, по показателю «подключение к электрическим сетям» ситуация несколько видоизменилась по сравнению с прошлым годом, в первую очередь потому что Всемирный банк изменил методику подсчета показателей рейтинга и для их расчета, кроме данных по Москве, использовались данные Санкт-Петербурга. В итоге Российская Федерация заняла 143-ю строчку. А так как Всемирный банк пересчитал рейтинг прошлого года с учетом полученных данных по Санкт-Петербургу, получилось, что по итогам рейтинга 2014 года Россия заняла 141-ю строчку. Хотелось бы обратить внимание, что несмотря на это, нам удалось совершить этот рывок со 188-го места, на котором Россия находилась на начальной стадии формирования рейтинга.
Так что изменение рейтинга не столь значительное и в основном вызвано тем, что отдельные страны улучшили свои показатели в рейтинге.

— За последнее время в России было введено довольно много крупных энергообъектов. Можете назвать наиболее значимые из них?

— Если говорить о наших крупных проектах, то из реализованных я бы выделил строительство объектов энергоснабжения саммита АТЭС и ввод двух энергоблоков Южно-Сахалинской ТЭЦ-1 (230 МВт). Это первый шаг на пути к полной модернизации энергосистемы Дальнего Востока, которая пока что остается энергодефицитной. Из числа крупных энергообъектов, введенных в 2013 году, следует выделить первый энергоблок Няганской ГРЭС мощностью 420 МВт, первый и второй энергоблоки Курганской ТЭЦ-2 (в сумме 225 МВт), парогазовую установку Новомосковской ГРЭС (190 МВт), первый энергоблок ГТЭС «Терешково» (218 МВт), УТЭЦ Новолипецкого металлургического комбината (150 МВт), газотурбинные установки на Новокуйбышевской ТЭЦ-1 (230 МВт), парогазовую установку на Омской ТЭЦ (82 МВт), парогазовую установку Центральной Астраханской котельной (230 МВт), два энергоблока Джубгинской ТЭС (200 МВТ), три гидрогенератора Богучанской ГЭС (1000 Мвт). В 2014 году, согласно планам Минэнерго, ввод в эксплуатацию генерирующих мощностей в России должен составить 9115 МВт. Таким образом, этот показатель должен вырасти по сравнению с 2013 годом в 2,4 раза.
Поделиться:
Логотип Вестник Поволжье
Не пропустите новые публикации.
Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен!
Не пропустите новые публикации.
Подписывайтесь на наш Телеграм-канал!