На протяжении уже двух лет все эти процессы происходят под руководством министра образования ЧР Дмитрия Захарова. Мы спросили его о том, каких результатов удалось достичь за это время.
Дмитрий Анатольевич, какой прогресс за минувшие два года достигнут в реализации программы по созданию комфортного образовательного пространства в Чувашии?
В 2021 году Чувашия запустила масштабную программу капитального ремонта школ и детских садов: тогда было модернизировано 53 школы и 35 детских садов, в 2022 году мы завершили капитальный ремонт в 53 образовательных учреждениях, а в 2023-м новый облик обрели еще несколько десятков учебных заведений.
С целью комплексного подхода к благоустройству территорий общеобразовательных организаций в 2022 году был разработан стандарт по благоустройству территорий, и на реализацию проектов по благоустройству 39 школьных территорий из республиканского бюджета в 2023 году был направлен 481 млн рублей.
Другая успешно работающая программа — «Успех каждого ребенка», в рамках которой мы и в 2021-м, и в 2022 году отремонтировали спортивные залы в 11 школах, а в 2023 году провели ремонт в еще 10 спортивных залах.
Мы активно строим новые учебные заведения. Например, в текущем году занимались реализацией сразу восьми проектов в самых разных уголках региона.
К слову о разных уголках республики. Как вы считаете, что можно сделать для повышения доступности и качества образования в отдаленных районах?
Качественное образование должно быть доступно каждому ребенку, независимо от места его проживания. И здесь, на мой взгляд, ключевыми являются три составляющие.
Первое — модернизация материально-технического оснащения и ресурсная поддержка. За последние два года обеспечена 100-процентная доступность дошкольного образования для детей в возрасте от полутора лет и созданы условия для обучения детей в одну смену. Правда, с этим есть небольшие вопросы, особенно в г. Чебоксары в строящихся микрорайонах, но мы активно решаем их. Кроме того, 100% учащихся 1-4-х классов обеспечены бесплатным горячим питанием, полностью обновлена материально-техническая база 11 коррекционных школ, 100% образовательных организаций обеспечены высокоскоростным интернет-соединением и до 82% детей охвачены дополнительным образованием.
Активно обновляется автопарк школьных автобусов, практически стерты границы между сельской и городской школой в вопросах доступности качественного образования.
В рамках нацпроекта «Образование» с 2019 года в Чувашии на базе сельских школ и школ малых городов создано более 200 центров естественно-научного и технологического профилей «Точка роста».
Второе важнейшее направление — содержательное наполнение образовательных программ. С прошлого года все школы начали постепенный переход на ФГОС, с этого учебного года во всех школах внедряются ФООП, а по ряду предметов — федеральные рабочие программы, в которых прописаны все изучаемые темы и количество часов на них. Создание такого единого образовательного пространства должно позволить предоставить качественное образование каждому ребенку.
Конечно, внимания требует и методическое сопровождение сельских школ, включая повышение квалификации педагогов. Чувашия активно участвует в федеральных проектах, направленных на выстраивание работы по выявлению школ с низкими образовательными результатами для последующего оказания им адресной помощи. Проводится масштабная работа. Ее результат — в 2023 году количество школ ШНОР сократилось со 108 до 36.
Кроме того, с прошлого учебного года мы с Чувашским республиканским институтом образования запустили ряд проектов. В рамках проекта «Учимся вместе на все 100» ведущие педагоги республики делятся приемами выполнения наиболее сложных экзаменационных заданий, а посмотреть эти видеоуроки может каждый ученик или педагог в любое удобное время. Проект «Педагогический практикум» предусматривает представление и распространение успешных педагогических практик, а чтобы учителя из отдаленных районов могли с ними ознакомиться, не приезжая в столицу, видеозаписи практикумов также доступны в Сети.
С педагогами вы проводите большую работу… А что еще планируете делать для привлечения высококвалифицированных преподавателей и улучшения их условий работы в регионе?
Для привлечения в образовательные организации молодых педагогов и их материального стимулирования в Чувашии уже несколько лет существует такая форма поддержки, как единовременная выплата в размере десяти окладов и повышенный коэффициент за выслугу лет в первые три годы работы. Кроме того, с этого года в республике вводятся единовременные выплаты молодым педагогам, впервые принятым на работу на селе и в малых городах. Также имеются выплаты молодым семьям и молодым специалистам на строительство жилья в сельской местности.
Восполнить дефицит кадров в сельской местности помогает и федеральная программа «Земский учитель». Начиная с 2020 года по этой программе переехали на село и трудоустроились в школы Чувашии 12 специалистов.
Помимо нее, еще один способ решить кадровый вопрос в школах — целевое обучение.
Талантливые и высококлассные педагоги могут проявить себя, участвуя в конкурсах профессионального мастерства и в конкурсных отборах для поддержки инноваций. Отмечу, что с 2023 года количество конкурсов возросло с 6 до 11, и введены денежные поощрения из республиканского бюджета для победителей всех 11 республиканских конкурсов.
Сегодня полным ходом идет развитие электронных образовательных платформ, в учебном процессе используются информационно-коммуникационные технологии. Насколько активно процесс цифровизации идет в Чувашии?
Эффективность цифровых технологий в образовании сегодня подтверждена как минимум в нескольких основных направлениях. Как и во всех остальных сферах, цифровизация в образовании упрощает организационные задачи. Например, в школьном электронном дневнике удобнее фиксировать и передавать информацию.
Цифровизация делает образование удобнее для школьников и студентов. Так, возможности гибридного обучения, когда часть учащихся находится в аудитории с преподавателем, а часть подключается дистанционно из дома, позволяют школьникам и студентам не пропускать занятия, когда они не могут посетить их физически. Возможности смешанного обучения, когда наряду с обычным форматом занятий в классе используются цифровые технологии, помогают сделать обучение более индивидуализированным.
Онлайн дает доступ к гораздо более широкому спектру образовательного контента, чем обычный формат. В Чувашии с 1 сентября запущена региональная система ГИС «Моя школа». Система создана, чтобы упростить педагогам работу с разными электронными ресурсами в сфере образования. Дополнительно Минобразования Чувашии сможет контролировать качество обучающего контента.
Словом, цифровизация — это не замена традиционного формата образования, в котором есть преподаватель и живое взаимодействие с ним. Это, с одной стороны, альтернатива традиционному формату, а с другой — подспорье для него, новые удобные инструменты.