Вестник. Поволжье

Дмитрий Захаров: «Качественное образование должно быть доступно каждому ребенку, независимо от места его проживания»

Дмитрий Захаров: «Качественное образование должно быть доступно каждому ребенку, независимо от места его проживания»

Образовательная сфера Чувашской Республики из года в год демонстрирует отличные результаты: в регионе появляются новые учебные заведения, развивается система дополнительного образования, внедряются инновационные технологии.

На протяжении уже двух лет все эти процессы происходят под руководством министра образования ЧР Дмитрия Захарова. Мы спросили его о том, каких результатов удалось достичь за это время.

Дмитрий Анатольевич, какой прогресс за минувшие два года достигнут в реализации программы по созданию комфортного образовательного пространства в Чувашии?

В 2021 году Чувашия запустила масштабную программу капитального ремонта школ и детских садов: тогда было модернизировано 53 школы и 35 детских садов, в 2022 году мы завершили капитальный ремонт в 53 образовательных учреждениях, а в 2023-м новый облик обрели еще несколько десятков учебных заведений.

С целью комплексного подхода к благоустройству территорий общеобразовательных организаций в 2022 году был разработан стандарт по благоустройству территорий, и на реализацию проектов по благоустройству 39 школьных территорий из республиканского бюджета в 2023 году был направлен 481 млн рублей.

Другая успешно работающая программа — «Успех каждого ребенка», в рамках которой мы и в 2021-м, и в 2022 году отремонтировали спортивные залы в 11 школах, а в 2023 году провели ремонт в еще 10 спортивных залах.

Мы активно строим новые учебные заведения. Например, в текущем году занимались реализацией сразу восьми проектов в самых разных уголках региона.

К слову о разных уголках республики. Как вы считаете, что можно сделать для повышения доступности и качества образования в отдаленных районах?

Качественное образование должно быть доступно каждому ребенку, независимо от места его проживания. И здесь, на мой взгляд, ключевыми являются три составляющие.

Первое — модернизация материально-технического оснащения и ресурсная поддержка. За последние два года обеспечена 100-процентная доступность дошкольного образования для детей в возрасте от полутора лет и созданы условия для обучения детей в одну смену. Правда, с этим есть небольшие вопросы, особенно в г. Чебоксары в строящихся микрорайонах, но мы активно решаем их. Кроме того, 100% учащихся 1-4-х классов обеспечены бесплатным горячим питанием, полностью обновлена материально-техническая база 11 коррекционных школ, 100% образовательных организаций обеспечены высокоскоростным интернет-соединением и до 82% детей охвачены дополнительным образованием.

Активно обновляется автопарк школьных автобусов, практически стерты границы между сельской и городской школой в вопросах доступности качественного образования.

В рамках нацпроекта «Образование» с 2019 года в Чувашии на базе сельских школ и школ малых городов создано более 200 центров естественно-научного и технологического профилей «Точка роста».

Второе важнейшее направление — содержательное наполнение образовательных программ. С прошлого года все школы начали постепенный переход на ФГОС, с этого учебного года во всех школах внедряются ФООП, а по ряду предметов — федеральные рабочие программы, в которых прописаны все изучаемые темы и количество часов на них. Создание такого единого образовательного пространства должно позволить предоставить качественное образование каждому ребенку.

Конечно, внимания требует и методическое сопровождение сельских школ, включая повышение квалификации педагогов. Чувашия активно участвует в федеральных проектах, направленных на выстраивание работы по выявлению школ с низкими образовательными результатами для последующего оказания им адресной помощи. Проводится масштабная работа. Ее результат — в 2023 году количество школ ШНОР сократилось со 108 до 36.

Кроме того, с прошлого учебного года мы с Чувашским республиканским институтом образования запустили ряд проектов. В рамках проекта «Учимся вместе на все 100» ведущие педагоги республики делятся приемами выполнения наиболее сложных экзаменационных заданий, а посмотреть эти видеоуроки может каждый ученик или педагог в любое удобное время. Проект «Педагогический практикум» предусматривает представление и распространение успешных педагогических практик, а чтобы учителя из отдаленных районов могли с ними ознакомиться, не приезжая в столицу, видеозаписи практикумов также доступны в Сети.

Дмитрий Захаров: «Качественное образование должно быть доступно каждому ребенку, независимо от места его проживания»

С педагогами вы проводите большую работу… А что еще планируете делать для привлечения высококвалифицированных преподавателей и улучшения их условий работы в регионе?

Для привлечения в образовательные организации молодых педагогов и их материального стимулирования в Чувашии уже несколько лет существует такая форма поддержки, как единовременная выплата в размере десяти окладов и повышенный коэффициент за выслугу лет в первые три годы работы. Кроме того, с этого года в республике вводятся единовременные выплаты молодым педагогам, впервые принятым на работу на селе и в малых городах. Также имеются выплаты молодым семьям и молодым специалистам на строительство жилья в сельской местности.

Восполнить дефицит кадров в сельской местности помогает и федеральная программа «Земский учитель». Начиная с 2020 года по этой программе переехали на село и трудоустроились в школы Чувашии 12 специалистов.

Помимо нее, еще один способ решить кадровый вопрос в школах — целевое обучение.

Талантливые и высококлассные педагоги могут проявить себя, участвуя в конкурсах профессионального мастерства и в конкурсных отборах для поддержки инноваций. Отмечу, что с 2023 года количество конкурсов возросло с 6 до 11, и введены денежные поощрения из республиканского бюджета для победителей всех 11 республиканских конкурсов.

Сегодня полным ходом идет развитие электронных образовательных платформ, в учебном процессе используются информационно-коммуникационные технологии. Насколько активно процесс цифровизации идет в Чувашии?

Эффективность цифровых технологий в образовании сегодня подтверждена как минимум в нескольких основных направлениях. Как и во всех остальных сферах, цифровизация в образовании упрощает организационные задачи. Например, в школьном электронном дневнике удобнее фиксировать и передавать информацию.

Цифровизация делает образование удобнее для школьников и студентов. Так, возможности гибридного обучения, когда часть учащихся находится в аудитории с преподавателем, а часть подключается дистанционно из дома, позволяют школьникам и студентам не пропускать занятия, когда они не могут посетить их физически. Возможности смешанного обучения, когда наряду с обычным форматом занятий в классе используются цифровые технологии, помогают сделать обучение более индивидуализированным.

Онлайн дает доступ к гораздо более широкому спектру образовательного контента, чем обычный формат. В Чувашии с 1 сентября запущена региональная система ГИС «Моя школа». Система создана, чтобы упростить педагогам работу с разными электронными ресурсами в сфере образования. Дополнительно Минобразования Чувашии сможет контролировать качество обучающего контента.

Словом, цифровизация — это не замена традиционного формата образования, в котором есть преподаватель и живое взаимодействие с ним. Это, с одной стороны, альтернатива традиционному формату, а с другой — подспорье для него, новые удобные инструменты.

Поделиться:
Логотип Вестник Поволжье
Не пропустите новые публикации.
Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен!
Не пропустите новые публикации.
Подписывайтесь на наш Телеграм-канал!