Вестник. Поволжье

Успешный путь автоинтеграции

Успешный путь автоинтеграции

Автомобилестроение — одна из системообразующих отраслей Самарской области

Автопредприятия региона обеспечивают примерно 22% валового регионального продукта. Помимо крупных производителей, это еще около 200 предприятий по производству автокомпонентов. Однако, по оценкам экспертов, только десятая часть из них — конкурентоспособна. Пока...

В 2014 году производители автокомпонентов региона начали объединяться, чтобы сообща решать задачи внутренней кооперации, повышения эффективности и качества продукции, а также модернизации производства. Центром такого объединения стало НП «Автомобильный кластер Самарской области».

Кластеры — шаг к успеху
Стоит напомнить, что до крушения плановой экономики подавляющее большинство поставщиков автокомпонентов региона работали исключительно на потребности Волжского автомобильного завода. Изменившиеся бизнес-условия и приход в Россию мировых автоконцернов, с одной стороны, повлекли уменьшение выпуска отечественных автомобилей и лишили производителей автокомпонентов гарантированного заказа. С другой стороны, открыли новые горизонты сотрудничества и выполнения заказов для различных производителей, в том числе и на экспорт.
Однако самостоятельно завоевать открывшиеся ниши разрозненным, в основном малым и средним предприятиям, практически нереально. Лишь у единиц есть возможности снижения себестоимости продукции, запуска нового современного производства, повышения качества продукции, не говоря уже о самостоятельном поиске новых рынков сбыта. Как считают эксперты, именно автомобильные кластеры являются одним из ключевых факторов успеха автомобильной индустрии, что подтверждается практикой зарубежных стран. Создание отраслевых кластеров приносит значительную выгоду для всех его участников в повышении конкурентоспособности конкретных территорий и стран в целом. В работе НП «Автомобильный кластер Самарской области» активно используется опыт Евросоюза, а именно словенских коллег.

«Автомобильный кластер Словении (ACS) за 12 лет на основе собственных знаний и интенсивных инвестиций в развитие превратился из небольшой группы разрозненных предприятий в тесно сплетенную сеть партнеров по развитию основных мировых производителей автомобилей, — рассказывает Душан Бушен, член правления НП «АКСО», директор автомобильного кластера Словении GIZ ACS. — Сегодня ACS объединяет 73 компании и исследовательских института, насчитывает более 20 тыс. сотрудников и генерирует продукции на 3,3 млрд евро, более 80% из которых приходится на экспорт».

Качество — во главу угла
Сегодня членами НП «Автомобильный кластер Самарской области» уже являются более 30 компаний, до конца года их количество может удвоиться. Своими первоочередными задачами члены партнерства считают снижение издержек производства, внедрение технологических инноваций, повышение качества продукции и производительности труда.

Достижение именно этих компетенций позволит претендовать на вхождение в пул поставщиков мировых производителей, причем не только автомобилестроения, но и других отраслей. Первые шаги уже делаются. Недавно эксперты международной консалтинговой компании JMAC и финансовой корпорации IFC посетили несколько предприятий автомобильного кластера. Они рассказали, что бороться с низким качеством и высокой себестоимостью можно, внедряя бережливое производство, улучшая логистику и повышая ресурсоэффективность. Поэтому логичным продолжением этой темы и важнейшим достижением стало соглашение между руководством автомобильного кластера и JMAC о создании на базе технопарка «Жигулевская долина» тренингового центра «Фабрика картов», в основе которого лежат принципы и технологии бережливого производства. Тренинговый центр начнет свою работу уже в скором времени.

Интеграция с потенциальными партнерами
Еще одно направление в работе автомобильного кластера — расширение контактов и заключение новых соглашений с потенциальными партнерами. Недавно участники кластера провели встречу с топ-менеджментом Ford Sollers и Valeo, где обсудили условия сотрудничества с целью увеличения локализации производства в России. Представители этих компаний заверили участников встречи, что намерены увеличивать инвестиции в экономику нашей страны. Были обозначены сферы производства, конкретные требования и условия для входа в пул номинальных поставщиков. «Нашей компании нужны «правильные» комплектующие, по «правильным» ценам, с соблюдением всех стандартов качества и точно к сроку запуска новых моделей», — резюмировала вице-президент по закупкам Ford Sollers Holding Лиза Кинг. В феврале в рамках собрания НП «АКСО» была проведена дискуссионная панель между службой по закупкам Peugeot — Citroen — Mitsubishi Россия (ООО «ПСМА Рус») и поставщиками автокомпонентов. Руководитель по проектным закупкам и менеджер по развитию и качеству поставщиков ООО «ПСМА Рус» Александр Смолянкин представил презентацию «Требования к поставщикам и новые возможности для поставщиков Самарской области» и ответил на вопросы аудитории. В результате этой встречи две компании, входящие в кластер, заключили с «ПСМА Рус» договоры на подготовку производства.

«Автоинтеграция-2015» — первый итог
26 июня в Тольятти прошел I Международный автомобильный форум «Автоинтеграция-2015», организатором которого выступило НП «Автомобильный кластер Самарской области». Программа мероприятия собрала более сотни участников форума, в том числе из-за рубежа. Тематика докладов охватила широкий круг вопросов, в том числе «Конкурентоспособное импортозамещение в экономике Самарской области», «Требования к поставщикам автокомпонентов и новые возможности сотрудничества», «Инструменты работы и требования по качеству к производителям автокомпонентов», «Особенности регионального автомобильного рынка», «Роль инжиниринговых центров в развитии локальных производителей автокомпонентов», «Целевая подготовка кросс-функциональных команд для автомобильной промышленности» и ряд
других.

Отдельного упоминания заслуживает активная организационная деятельность НП «АКСО». Только с января 2015 года его командой организовано более 80 мероприятий. В календарном плане кластера до конца года — еще столько же встреч, собраний, переговоров и других мероприятий. Если руководству и команде удастся и дальше сохранять такой темп, то, вполне возможно, что уже в ближайшие 2-3 года НП «Автомобильный кластер Самарской области» станет главным центром роста автокомпонентной отрасли региона.

445043 Самарская область, г. Тольятти, Южное шоссе, 165, тел.: (8482) 39-42-02, моб.: +7-987-819-42-02, e-mail: acsr@rambler.ru
Поделиться:
Логотип Вестник Поволжье
Не пропустите новые публикации.
Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен!
Не пропустите новые публикации.
Подписывайтесь на наш Телеграм-канал!